Положение об организации обучения детей с ОВЗ

ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол № 223 от «14» 02. 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
15.02.2023г. № 14-ОД
__________________ (Бурасова И.Ю.)

Положение
об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья

г. Верхняя Салда
2023 г.

2

1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение "Об организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью» Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 14» (далее – Школа) (в дальнейшем - Положение) разработано в целях
реализации гарантированных прав граждан на получение образования для
обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов.
1.2. Положение разработано в соответствии с

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;

Законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" (с изменениями
на 29 декабря 2022 года);

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ" (Обучение детей с ОВЗ, часто болеющих детей (с изменениями
на 28 декабря 2022 года));

приказа министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями на 7 октября 2022 года);

приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с
изменениями от 08 ноября 2022 года);1;

приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года);

приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года);

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;

Письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/-7 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
1

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

3


Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Письмом Минобрнауки России Департамента государственной
политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 по
организации обучения на дому детей - инвалидов с использованием
дистанционных образовательных технологий;

Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об
утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную
деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и
направленности» (с изменениями на 17 января 2019 года);

Федеральным
перечнем
учебников,
рекомендованных
Минпросвещения России к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Уставом школы, локальных документов Школы.
1.3.
Положение определяет порядок организации воспитания и обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Школе.
1.4.
Основные понятия, используемые в настоящем Положении, согласно
ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:

обучающийся - физической лицо, осваивающее образовательную
программу(п.15),

обучающийся с ОВЗ - физической лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п.16),

ребенок-инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким
расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное
заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к
ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27),

адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений

4

развития и социальную адаптацию указанных лиц,

психолого-педагогический консилиум (далее ППк) – форма
взаимодействия руководящих и педагогических работников школы. ППк
осуществляет деятельность в целях создания оптимальных условий для обучения,
развития, социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ и осуществления
психолого- педагогического сопровождения,

специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ
– условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента 9помощника), оказывающего
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание школы, а также иные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
1.5.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими
обучающимися.
2.
Задачи обучения детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов
2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детейинвалидов:

освоение дополнительных общеразвивающих программ детьми с ОВЗ
и детьми-инвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной
интеграции, сохранение и укрепление их здоровья;

обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами;

создание благоприятных условий для обучающихся с учетом
возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и
нервнопсихическогоздоровья;

создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный
опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
Порядок приема детей с ОВЗ и/или инвалидностью
3.1.
Прием детей с ОВЗ в Школу осуществляется по территориальному
принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным
законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами для
приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме
обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине
отсутствия в ней свободных мест.
3.2.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на
основании заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного
заявления родителей (законных представителей) на создание специальных
условий обучения и воспитания в Школе.
3.

5

3.3.
Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих
таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения
последних. В случае невозможности совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно
осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких
ограничений, возможно обучение по иной форме по заявлению родителя
(законного представителя несовершеннолетнего).
3.4.
В интегрированные классы могут зачисляться дети с различными
видами нарушений, только при соблюдении условий, что такое обучение не
препятствует успешному освоению образовательных программ и отсутствуют
соответствующие медицинские противопоказания.
4.

Организация обучения детей с ОВЗ и/или инвалидностью на дому

4.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов по месту жительства (на дому) являются представленные родителями
(законными представителями) обучающегося документы:

справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения;

письменное заявление на имя директора об организации
индивидуального обучения ребенка по месту жительства;

заключение ПМПК и справка МСЭ (при наличии).
4.2.
Организация индивидуального обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов на дому оформляется приказом директора об организации
индивидуального обучения по месту жительства.
4.3.
В приказе директора об организации индивидуального обучения по
месту жительства регламентируются сроки обучения обучающегося, назначается
должностное лицо, на которое возлагается ответственность за организацию и
контроль индивидуального обучения на дому.
4.4.
Сроки организации индивидуального обучения по месту жительства
регламентируются сроками действия справки (медицинского заключения)
учреждения здравоохранения. В случае, если срок не указан, то до окончания
текущего учебного года.
4.5.
При организации индивидуального обучения на дому педагог
обязан вести необходимые записи в журнале учёта рабочего времени педагога.
По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения
здравоохранения администрация Школы обязана совместно с родителями
(законными представителями) обучающегося решить вопрос о дальнейшей форме
обучения ребенка.
В случае, если дата окончания срока в справке (медицинском заключении)
учреждения здравоохранения не указана, то продолжение обучения обучающегося
в форме индивидуального обучения на дому в новом учебном году требует
повторного
предоставления
родителями
(законными
представителями)
соответствующей
справки
(медицинского
заключения)
учреждения
здравоохранения и подачи заявления на имя директора об организации

6

индивидуального обучения ребенка по месту жительства в новом учебном году.
5. Формы обучения детей с ОВЗ и/или детей - инвалидов
5.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении
обучающегося в Школу по заявлению родителя (законного представителя
ребенка) в соответствии с медицинскими показаниями, заключением ТПМПК.
5.2.
С учетом потребностей и возможностей развития личности
обучающегосяобщеобразовательные программы могут осваиваться им в
следующих формах:

классно-урочная;

на дому.
Классно-урочная и групповая:
при организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих
таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения
(инклюзия).
При формировании класса интегрированного обучения следует учитывать
следующее: списочный состав класса составляет не более 25 человек, количество
обучающихся с ОВЗ (по возможности) не более 3-4 человек.
Количество отдельных классов (групп) для детей с ОВЗ определяется
возможностью школы, санитарными нормами и условиями для осуществления
образовательного процесса.
Наполняемость классов и групп:
классно-урочная форма - не более 25 обучающихся (в зависимости от
санитарных норм);

-

групповая форма - не более 8-и обучающихся.
Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.00, продолжительность
уроков во 2 -11 классах до 45 мин, в первых классах до 35 минут в 1,2 четверти,
до 40 минут в 3-4 четвертях.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального базисного
учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы
обучающихся, их потребности и психофизические возможности.
Недельная учебная нагрузка классно-урочной и групповой форм обучения
соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год.
Обучение на дому:
индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся,
входящимв контингент Школы при наличии заключения врачебной комиссии.
График организации образовательного процесса в форме обучения на дому,
образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального базисного
учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы
обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана

-

7

осуществляется на основании психолого-медико- педагогических рекомендаций
совместно с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам
предоставляется образовательному учреждению с учѐтом индивидуальных
психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Учебный план для
индивидуальных занятий с обучающимися с ОВЗ, детьми - инвалидами на дому
составляется из расчета учебной нагрузки:
по образовательным программам начального общего образования, в том
числеадаптированным, - 8 часов в неделю;
по образовательным программам основного общего образования, в том
числеадаптированным, - 10 часов в неделю;
по образовательным программам среднего общего образования, в том числе
адаптированным, - 11 часов в неделю.
Расписание занятий на дому согласовывается с родителями (законными
представителями) обучающегося и утверждается директором школы.
С родителями (законными представителями) обучающегося заключается
договор.
Аттестация обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в
Школе.
7.1. Оценка учебных достижений обучающихся с ОВЗ осуществляется:
на уровнях начального и основного общего образования - по четвертям;
среднегообщего образования - по полугодиям.
Используется
5-ти бальная система
оценок,
зачетная
система. В 1
классахбезотметочная система обучения.
7.2.Система аттестации включает:
промежуточную аттестацию - по итогам прохождения темы (контрольная
работа, тестирование), четверти, полугодия, года на основании Положения «О
форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности».
7.3.
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки
России от 26.12.2013 № 1400;
7.4.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным
предметам по своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию
в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого
государственного экзамена (11-е классы);
7.5.
Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в
форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого
государственного экзамена (11- е классы), выдаются документы об образовании
7.

8

(аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
7.6.
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной
отсталости), обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам выдаются свидетельства об обучении.
8.
Документация
8.1.
Документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ и детейинвалидов являются:

справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о
возможностиобучения;

копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при
наличииинвалидности);

заявление родителей (законных представителей) ребенка;

приказ директора об организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов;

приказ директора об организации индивидуального обучения на дому;

учебный план;

журнал занятий;

расписание занятий;

адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детейинвалидов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».