ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № 223 от «14» 02. 2023г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы 15.02.2023г. № 14-ОД __________________ (Бурасова И.Ю.) Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья г. Верхняя Салда 2023 г. 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» (далее – Школа) (в дальнейшем - Положение) разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; Законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" (с изменениями на 29 декабря 2022 года); Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (Обучение детей с ОВЗ, часто болеющих детей (с изменениями на 28 декабря 2022 года)); приказа министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 7 октября 2022 года); приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с изменениями от 08 ноября 2022 года);1; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года); приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года); СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/-7 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; 1 Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. 3 Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 по организации обучения на дому детей - инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий; Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (с изменениями на 17 января 2019 года); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минпросвещения России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. Уставом школы, локальных документов Школы. 1.3. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Школе. 1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, согласно ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: обучающийся - физической лицо, осваивающее образовательную программу(п.15), обучающийся с ОВЗ - физической лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16), ребенок-инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27), адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений 4 развития и социальную адаптацию указанных лиц, психолого-педагогический консилиум (далее ППк) – форма взаимодействия руководящих и педагогических работников школы. ППк осуществляет деятельность в целях создания оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого- педагогического сопровождения, специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента 9помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание школы, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. 1.5. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими обучающимися. 2. Задачи обучения детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов 2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детейинвалидов: освоение дополнительных общеразвивающих программ детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья; обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами; создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервнопсихическогоздоровья; создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей. Порядок приема детей с ОВЗ и/или инвалидностью 3.1. Прием детей с ОВЗ в Школу осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами для приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. 3.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в Школе. 3. 5 3.3. Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае невозможности совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, возможно обучение по иной форме по заявлению родителя (законного представителя несовершеннолетнего). 3.4. В интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений, только при соблюдении условий, что такое обучение не препятствует успешному освоению образовательных программ и отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания. 4. Организация обучения детей с ОВЗ и/или инвалидностью на дому 4.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов по месту жительства (на дому) являются представленные родителями (законными представителями) обучающегося документы: справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения; письменное заявление на имя директора об организации индивидуального обучения ребенка по месту жительства; заключение ПМПК и справка МСЭ (при наличии). 4.2. Организация индивидуального обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов на дому оформляется приказом директора об организации индивидуального обучения по месту жительства. 4.3. В приказе директора об организации индивидуального обучения по месту жительства регламентируются сроки обучения обучающегося, назначается должностное лицо, на которое возлагается ответственность за организацию и контроль индивидуального обучения на дому. 4.4. Сроки организации индивидуального обучения по месту жительства регламентируются сроками действия справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения. В случае, если срок не указан, то до окончания текущего учебного года. 4.5. При организации индивидуального обучения на дому педагог обязан вести необходимые записи в журнале учёта рабочего времени педагога. По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения администрация Школы обязана совместно с родителями (законными представителями) обучающегося решить вопрос о дальнейшей форме обучения ребенка. В случае, если дата окончания срока в справке (медицинском заключении) учреждения здравоохранения не указана, то продолжение обучения обучающегося в форме индивидуального обучения на дому в новом учебном году требует повторного предоставления родителями (законными представителями) соответствующей справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения и подачи заявления на имя директора об организации 6 индивидуального обучения ребенка по месту жительства в новом учебном году. 5. Формы обучения детей с ОВЗ и/или детей - инвалидов 5.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в Школу по заявлению родителя (законного представителя ребенка) в соответствии с медицинскими показаниями, заключением ТПМПК. 5.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегосяобщеобразовательные программы могут осваиваться им в следующих формах: классно-урочная; на дому. Классно-урочная и групповая: при организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения (инклюзия). При формировании класса интегрированного обучения следует учитывать следующее: списочный состав класса составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ОВЗ (по возможности) не более 3-4 человек. Количество отдельных классов (групп) для детей с ОВЗ определяется возможностью школы, санитарными нормами и условиями для осуществления образовательного процесса. Наполняемость классов и групп: классно-урочная форма - не более 25 обучающихся (в зависимости от санитарных норм); - групповая форма - не более 8-и обучающихся. Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.00, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 45 мин, в первых классах до 35 минут в 1,2 четверти, до 40 минут в 3-4 четвертях. Учебный план разрабатывается на основе Федерального базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические возможности. Недельная учебная нагрузка классно-урочной и групповой форм обучения соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год. Обучение на дому: индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся, входящимв контингент Школы при наличии заключения врачебной комиссии. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным образовательным стандартом. Учебный план разрабатывается на основе Федерального базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана - 7 осуществляется на основании психолого-медико- педагогических рекомендаций совместно с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учѐтом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Учебный план для индивидуальных занятий с обучающимися с ОВЗ, детьми - инвалидами на дому составляется из расчета учебной нагрузки: по образовательным программам начального общего образования, в том числеадаптированным, - 8 часов в неделю; по образовательным программам основного общего образования, в том числеадаптированным, - 10 часов в неделю; по образовательным программам среднего общего образования, в том числе адаптированным, - 11 часов в неделю. Расписание занятий на дому согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается директором школы. С родителями (законными представителями) обучающегося заключается договор. Аттестация обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в Школе. 7.1. Оценка учебных достижений обучающихся с ОВЗ осуществляется: на уровнях начального и основного общего образования - по четвертям; среднегообщего образования - по полугодиям. Используется 5-ти бальная система оценок, зачетная система. В 1 классахбезотметочная система обучения. 7.2.Система аттестации включает: промежуточную аттестацию - по итогам прохождения темы (контрольная работа, тестирование), четверти, полугодия, года на основании Положения «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности». 7.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400; 7.4. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы); 7.5. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11- е классы), выдаются документы об образовании 7. 8 (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 7.6. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам выдаются свидетельства об обучении. 8. Документация 8.1. Документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ и детейинвалидов являются: справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о возможностиобучения; копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличииинвалидности); заявление родителей (законных представителей) ребенка; приказ директора об организации обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов; приказ директора об организации индивидуального обучения на дому; учебный план; журнал занятий; расписание занятий; адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детейинвалидов