Приложение 10 к ООП ООО технология 5-8 классы

Приложение
К ООП ООО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Технология»
для 5 - 8 классов основного общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Верхняя Салда 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

4

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

4

Место предмета «Технология» в учебном плане

5

Общая характеристика предмета

5

Таблица тематического распределения количества часов

8

Содержание программы 5 класс

9

- 6 класс

14

- 7 класс

18

- 8 класс

22

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»

25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение,
2010 год (стандарты второго поколения);
3. Технология: программа: 5-8 классы / М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
4. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 6 класс / Сост.
О.Н.Логвинова. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.
5. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 7 класс / Сост.
О.Н.Логвинова. – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
6.Образовательный (учебный) план Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» на 2022-2023 учебный год.
7. С учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10 и является составной частью «Образовательной
программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №14»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 19.12. 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»,
направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту: Технология. Линия УМК (Тищенко А.Т., Синица Н.В.,
Симоненко В.Д.)
• Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф,
2014. – 192 с. ФГОС.
• Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 7 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф,
2014. – 192 с. ФГОС.
• Симоненко В.Д.Технология. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. М. : Вентана-Граф, 2014. – 208 с.

3

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего
образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о
современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре
производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы
технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и
патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению
школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически
ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В
основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми
приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных
инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами
распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей
профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания,
полученные при изучении основ наук. Программа предмета «Технология» составлена с
учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и
опыта трудовой деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы
и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к
труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела
получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• назначением и технологическими свойствами материалов;
• назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
• видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций,
влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
• профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий
из них, получением продукции;
• значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;

4

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с
использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей
творческой деятельности человека;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология», является
обязательным для изучения в 5-8 классах. На его изучение отводится 238 часов.
Материал курса технологии по классам распределяется следующим образом:
в 5 классах 68 часов;
в 6 классах 68 часов;
в 7 классах 68 часов;
в 8 классах 34 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и
социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей
образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный
минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в
рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения
дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
В данной рабочей программе изложено основное направление технологии – «Технологии
ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение
материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
• основы черчения, графики и дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных
планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектно-исследовательская деятельность;
• технологическая культура производства;
5

• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
• распространённые технологии современного производства.
При изучении учебного курса «Технология» используются связи данной дисциплины с
другими предметами учебного плана. При этом возможно проведение интегрированных
занятий в рамках отдельных разделов.
Наименование
учебного предмета

Технология

Биология

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их
свойства

География

Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их
свойства

История

Культура поведения за столом.
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их
свойства.
Бытовая швейная машина.
История создания изделий из лоскута

Физика

Производство текстильных волокон. Ткацкие переплетения.
Основные характеристики ткани.
Влажно-тепловая обработка ткани

Изобразительное Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции
искусство
Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
Математика

Изготовление выкройки шаблонов для лоскутного шитья.
Практическая работа «Построение чертежа изделия в масштабе»

Экология

Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.
Эстетика и экология жилища

Черчение

Изготовление выкроек

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков
на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Учебный курс
построен с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной
базы образовательного учреждения. Особенностью программы является использование в
обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих
расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации,
в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и
графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать
интерьер кухни, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по
направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение
учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов
программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из
текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Практическая работа над проектом
6

проводится параллельно с изучением темы, совпадающей с темой проекта. Содержание
раздела «Электротехника» постигается совместно с изучением содержания раздела
«Технологии домашнего хозяйства», содержание раздела «Художественные ремесла»
включено в раздел «Создание изделий из текстильных материалов». Процесс изучения курса
«Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники
безопасности и охраны труда, и занятий с введением творческой, проектной деятельности.
Это связано со знакомством с новым кабинетом технологии – мастерской. Вследствие
недостаточно сформированных умений у учащихся начальной школы по использованию
швейного оборудования, практических навыков при работе на швейной машине увеличено
количество часов на изучение раздела «Создание изделий из текстильных материалов».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,
практические работы и рекомендуемые проекты. Основной формой обучения является
учебно-практическая деятельность учащихся. Порядок изучения тем – творческий подход
педагога.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические,
учебно-практические работы, исследования.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является
комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно
акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они
выдвигают в качестве творческой идеи.
Инструментарий для оценивания результатов:
• тесты;
• практические работы;
• творческие проектные работы;
• лабораторные работы.
Программа решает и общие задачи трудового воспитания и обучения:
– формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета, приема
пищи, сервировки стола и т. д.;
– подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;
– раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков
технологии;
– воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, бережного
отношения к природе;
– ознакомление с общими научными основами и организационно-экономическими
принципами современного производства;
– формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических
знаний по технологии и изготовлению одежды, изделий декоративно-прикладного
творчества.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только
расширить политехнический кругозор учащихся, но в каждом из них раскрыть свои
индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что оказывает
благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать осознанному выбору
профессии.
7

В рабочей программе представлено следующее распределение часов на изучение
разделов курса для выполнения учащимися самостоятельных заданий, практических и
лабораторных работ:
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

Разделы и темы программы

Количество часов по
классам
5

1

Технологии ведения хозяйства - 11 часов
1. Интерьер кухни, столовой
2. Интерьер жилого дома
3. Комнатные растения в интерьере
4. Освещение жилого помещения.
Предметы искусства и коллекции в интерьере
5. Гигиена жилища
6. Экология жилища
7. Водоснабжение и канализация в доме
Электротехника – 15 часов
1. Бытовые электроприборы
2. Электромонтажные и сборочные технологии
3. Электротехнические устройства с элементами автоматики
Кулинария - 38 часов
1. Санитария и гигиена на кухне
2. Физиология питания
3. Бутерброды и горячие напитки
4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
5. Блюда из овощей и фруктов
6. Блюда из яиц
7. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку
8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
9. Блюда из мяса
10. Блюда из птицы
11. Заправочные супы
12. Приготовление обеда.
Сервировка стола к обеду
13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
14. Изделия из жидкого теста
15. Виды теста и выпечки
16. Сладости, десерты, напитки
17. Сервировка сладкого стола.
Праздничный этикет
Создание изделий из текстильных материалов - 68 часов
1. Свойства текстильных материалов
2. Конструирование швейных изделий
3. Моделирование швейных изделий
4. Швейная машина
5. Технология изготовления швейных изделий

6

7

8

2

3

4

5

2
2
-

2
1
1
-

3
2

4
-

2
2
14
1
1
2
2
4
2
2

12
-

1
1
1
12
-

2
2
12
4
4
4
-

-

4
4
1
1
2

-

-

-

-

3
2
3
2
2

-

22
4
4
4
10

24
2
4
2
2
14

22
2
4
2
2
12

8

Продолжение
1

2

3

4

5

Художественные ремёсла - 24 часа
1. Декоративно – прикладное искусство
2. Основы композиции и законы восприятия цвета при
создании предметов декоративно – прикладного искусства
3. Лоскутное шитьё
4. Вязание крючком
5. Вязание спицами
6. Ручная роспись тканей
7. Вышивание
Семейная экономика - 5 часов
Бюджет семьи
Современное производство и профессиональное
самоопределение - 4 часа
1. Сферы производства и разделение труда
2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Технологии творческой и опытной деятельности - 68 часов
Исследовательская и созидательная деятельность
Резервное время
Всего: 238 часов во всех общеобразовательных классах

8
2
2

8
-

8
-

-

4
-

4
4
-

2
6
-

5
5
4

20
20
2
68

20
20
2
68

20
20
2
68

2
2
8
8
1
34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема. Интерьер кухни, столовой
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие об интерьере. Требования к интерьеру:
эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарногигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления
пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его
рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование
современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в
оформлении кухни.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разработка плана
размещения оборудования на кухне-столовой.
Раздел «Кулинария»
Тема. Санитария и гигиена на кухне
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Санитарно-гигиенические требования к лицам,
приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность
мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие
средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами,
электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и
приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Подготовка
посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Приведение помещения кухни в соответствие с
требованиями санитарии и гигиены. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других
травмах».
9

Тема. Физиология питания
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Питание как физиологическая потребность. Пищевые
(питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности
человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене
веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие
их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Составление
индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические
сведения.
Продукты, применяемые для приготовления
бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов.
Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания
продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения.
Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их
вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество
напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола
зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления
кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление и
оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды круп, бобовых и макаронных изделий,
применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для
приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких
каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке,
время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых
блюд.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление и
оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из овощей и фруктов
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов.
Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в
продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и
фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия
кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение
доброкачественности овощей по внешнему виду. Способы удаления лишних нитратов из
овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки
листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и
витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки
овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

10

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к
мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование,
жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных
способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из
варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие
сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Механическая
кулинарная обработка овощей и фруктов.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из яиц
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение яиц в питании человека. Использование яиц в
кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести
яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для
взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных
яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых
блюд.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.
Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового
белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения
за столом и пользования столовыми приборами.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разработка меню
завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Общие сведения о видах, принципе действия и правилах
эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой
печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические
и
практические
работы.
Изучение
потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с
бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и
бытового холодильника.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема. Свойства текстильных материалов
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Классификация текстильных волокон. Способы
получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление
нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства
и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения:
полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические,
технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного
11

происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии
оператор прядильного производства, ткач.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема. Конструирование швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.
Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров
швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование
готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изготовление
выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Современная бытовая швейная машина с
электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места
для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней
нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.
Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом,
закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки,
связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования
регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши
шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Упражнение в
шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками.
Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на
ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от
ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя.
Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия.
Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными
иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы
переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с
помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное
обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление
подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от
осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное
соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края —
12

застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных
работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажнотепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание,
разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной
шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым
обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука,.
Обработка накладных карманов. Профессии закройщик, портной.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Раскладка выкроек
на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла»
Тема. Декоративно-прикладное искусство
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие «декоративно-прикладное искусство».
Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное
ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани,
ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой,
тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративноприкладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов
декоративно-прикладного искусства
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие композиции. Правила, приёмы и средства
композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия
и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной
вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в
орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и
холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов
композиции, в изучении различных цветовых сочетаний.
Лабораторно-практические
и
практические
ра боты.
Зарисовка
природных мотивов, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на листе бумаги в клетку.
Тема. Лоскутное шитьё
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Краткие сведения из истории создания изделий из
лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды.
Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и
приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного
картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения
лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
13

Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изготовление
образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о творческой проектной деятельности,
индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной
деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта,
обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.
Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор
материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с
соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный
(аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Творческий проект по разделу «Технологии домашнего
хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты
творческих
проектов :
«Планирование
кухни-столовой»,
«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для
работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
6 КЛАСС
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема. Интерьер жилого дома
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира,
комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон
приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна,
санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в
интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке
квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера.
Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение
электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого
дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление
макета оформления окон.
Тема. Комнатные растения в интерьере
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о фитодизайне как искусстве оформления
интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в
интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения,
композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.
Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и
тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные,
декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты.
14

Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями,
лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.
Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат
помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного
растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах,
аэропоника. Профессия садовник.
Лабораторно-практические
и
практические
работы.
Перевалка
(пересадка) комнатных растений.
Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Раздел «Кулинария»
Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Пищевая ценность рыбы и нерыбных
продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды
рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.
Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные
требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых
блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение свежести
рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки
рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Тема. Блюда из мяса
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и
субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы
определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции.
Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные
требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической
и тепловой обработке мяса.
Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных
блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
доброкачественности мяса и мясных продуктов.
Приготовление блюда из мяса.
Тема. Блюда из птицы
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их
кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к
тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь,
применяемые при механической и тепловой обработке птицы.
Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы.
Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление
блюда из птицы.
Тема. Заправочные супы
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение супов в рационе питания. Технология
приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника,
солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда.
Оформление готового супа и подача к столу.
15

Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление
заправочного супа.
Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор
столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и
пользования столовыми приборами.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Составление меню
обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема. Свойства текстильных материалов
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Классификация текстильных химических волокон.
Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды
нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве
химических волокон.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изучение свойств
текстильных материалов из химических волокон.
Тема. Конструирование швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с
цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок
для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с
цельнокроеным рукавом.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изготовление
выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в
натуральную величину (проектное изделие).
Тема. Моделирование швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о моделировании одежды. Моделирование
формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах.
Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных
деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины
переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Моделирование
выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной
машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы.
Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток.
Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка.
Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной
машины.
Подготовка выкройки к раскрою.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Устранение
дефектов машинной строчки.
Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель.
Пришивание пуговицы.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Технология изготовления плечевого
швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки
16

ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя.
Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной
работы с иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой
прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.
Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных
стежков.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с
крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв
— вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной —
притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием —
обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной
вразутюжку). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого
пояса, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.
Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.
Технология обработки нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с
расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов.
Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Профессия технологконструктор.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Раскрой швейного
изделия.
Дублирование деталей клеевой прокладкой.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка мелких деталей проектного изделия.
Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.
Обработка нижних срезов рукавов; горловины проектного изделия; нижнего среза
изделия.
Окончательная обработка изделия
Раздел «Художественные ремёсла»
Тема. Вязание крючком
Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Краткие сведения из истории старинного рукоделия
— вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания.
Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и
толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для
изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при
вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы
вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы
вязания по кругу.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Вывязывание
полотна из столбиков с накидом несколькими способами.
Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема. Вязание спицами
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных
петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями.
Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание
17

полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для
вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение
образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе.
Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Творческий проект по разделу «Технологии домашнего
хозяйства»».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
В а р и а н т ы т в о р ч е с к и х п р о е к т о в : «Растение в интерьере жилого дома»,
«Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда»,
«Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
7 КЛАСС
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Роль освещения в интерьере. Понятие о системе
освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп:
накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп,
область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников:
потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые.
Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры.
Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное,
направленное, декоративное, комбинированное.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин.
Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т . В ы полнение
электронной презентации «Освещение жилого дома».
Тема. Гигиена жилища
Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение в жизни человека соблюдения и
поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная),
генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и
синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Генеральная уборка
кабинета технологии.
Подбор моющих средств для уборки помещения.
Раздел «Кулинария»
Тема. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение молока и кисломолочных продуктов в питании
человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы.
18

Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных
продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов.
Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых
блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления
блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
качества молока и молочных продуктов.
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Тема. Изделия из жидкого теста
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды блюд из жидкого теста. Продукты для
приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и
инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и
изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к
столу.
Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
качества мёда.
Приготовление изделий из жидкого теста.
Тема. Виды теста и выпечки
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители
теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных
изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий
из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста.
Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление
изделий из пресного слоёного или песочного теста.
Тема. Сладости, десерты, напитки
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе
(меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки:
молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Профессия кондитер сахаристых изделий.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление
сладких блюд и напитков.
Тема. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола.
Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд.
Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет.
Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т а . Разработка меню.
Приготовление блюд для праздничного сладкого стола.
Сервировка сладкого стола.
Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Раздел «Электротехника»
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Зависимость здоровья и самочувствия людей от
поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания
19

микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о
микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы):
кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов.
Лабораторно-практические
и
практические
работы.
Изучение
потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема. Свойства текстильных материалов
Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Классификация текстильных волокон животного
происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей.
Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика
свойств тканей из различных волокон.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение
сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Тема. Конструирование швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды.
Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа
прямой юбки.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изготовление
выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Тема. Моделирование швейных изделий
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование
юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к
раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с
CD и из Интернета.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Моделирование
юбки.
Получение выкройки швейного изделия из журнала мод.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Уход за швейной машиной: чистка и смазка
движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного
подшивания и окантовывания среза.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Уход за швейной
машиной: чистка и смазка.
Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью
приспособлений к швейной машине.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Технология изготовления поясного швейного
изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя.
Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными
стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для
потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой.
Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым
срезом.
20

Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом.
Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки
односторонней, встречной и байтовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной
одежды. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология
обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным
поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза
изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка
изделия.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т а . Раскрой проектного
изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией.
Обработка складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым
притачным поясом, нижнего среза.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.
Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
Раздел «Художественные ремёсла»
Тема. Ручная роспись тканей
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей
к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем
батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике.
Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник
росписи по ткани.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение
образца росписи ткани в технике холодного батика.
Тема. Вышивание
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы
подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных,
крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по
диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.
Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и
оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок
и рококо.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в
вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение
образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми
стежками.
Выполнение образца вышивки в технике крест.
Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.

21

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Исследовательская и созидательная деятельности
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе.
Составные части годового творческого проекта семиклассников.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Творческий проект по разделу «Технологии домашнего
хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
В а р и а н т ы т в о р ч е с к и х п р о е к т о в : «Умный дом», «Комплект светильников для
моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд»,
«Юбка-килт», «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др.
8 КЛАСС
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема. Экология жилища
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Характеристика основных элементов систем
энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском
(дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Ознакомление с
приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема. Водоснабжение и канализация в доме
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Схемы горячего и холодного водоснабжения в
многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода
воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические
проблемы, связанные с их утилизацией.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Ознакомление со
схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и
стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Раздел «Электротехника»
Тема. Бытовые электроприборы
Теоретические
сведения.
Применение
электрической
энергии
в
промышленности, на транспорте и в быту.
Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему
напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты
на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути
экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми
электроприборами.
Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации
рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия
электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип
действия электрического фена для сушки волос.
22

Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных
машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.
Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и
др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты
приборов от скачков напряжения.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Оценка допустимой
суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной
(домовой) сети. Изучение устройства и принципа действия стиральной машины-автомата,
электрического фена для сушки волос. Изучение способов защиты электронных приборов от
скачков напряжения.
Тема. Электромонтажные и сборочные технологии
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Общее понятие об электрическом токе, о силе тока,
напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии.
Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов.
Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных
проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Чтение простой
электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим
источником тока.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и
приёмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию,
соединению и ответвлению проводов.
Тема. Электротехнические устройства с элементами автоматики
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Принципы работы и способы подключения плавких и
автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение
бытовых приёмников электрической энергии.
Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости
электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых
приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами
автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и
здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изучение схем
квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц.
Изучение устройства и принципа работы бытового электрического утюга с элементами
автоматики.
Раздел «Семейная экономика»
Тема. Бюджет семьи
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Расходы на питание. Предпринимательство.
Маркетинг. Торговые символы, Накопления, сбережения, кредиты. Анализ потребительских
качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

23

Практические работы Составление семейного бюджета. Оптимизация доходов и
расходов. Составление меню. Расчет дохода по вкладам, ценным бумагам. Реклама товара.
Определение по штрих-коду подлинности товара. Анализ покупок. Предпринимательство в
семье.
Раздел «Современное производство и профессиональное образование»
Тема. Сферы производства и разделение труда
Теоретические сведения Сферы и отрасли современного производства. Основные
структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Влияние
техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и
квалификации работника. Оплата труда. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы
Анализ структуры предприятия. Анализ профессионального деления
работников предприятия. Расчет заработной платы
Тема. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Виды массовых
профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура.
Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации
о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в
профессиональной деятельности.
Практические работы
Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Диагностика склонностей
и качеств личности.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе.
Составные части годового творческого проекта восьмиклассников.
Практические работы
Темы творческих проектов по согласованию с обучающимися.

24

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные

1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении
направления «Технологии ведения дома».
2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда.
4. Осознание необходимости общественно полезного труда.
5. Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным
ресурсам

Метапредметные

1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами
ручного и механизированного труда с использованием распространенных
инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами
распространенной в быту техники.
2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при
изучении основных наук.
3. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов
познавательно-трудовой деятельности.
4. Использование дополнительной информации при проектировании и
создании объектов труда.
5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой.
6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими участниками ОП

Предметные
в сфере
а) познавательной
деятельности

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации для
проектирования и создания объектов труда.
2. Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и
приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении
разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов»,
«Художественные ремесла».
3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими
культуре труда

б) мотивационной

1. Оценивание своей способности и готовности к труду.
2. Осознание ответственности за качество результатов труда.
3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов
труда и выполнении работ.
4. Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени,
материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ

в) трудовой

1. Планирование технологического процесса.
2. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера
объекта труда и технологической последовательности.
25

3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены.
4. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления
допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
г) физиологопсихологической

1. Развитие моторики и координации рук при работе с ручными
инструментами и при выполнении операций с помощью машин и
механизмов.
2. Достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций.
3. Соблюдение требуемой величины усилий, прикладываемых к
инструментам, с учетом технологических требований.
4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности

д) эстетической

1. Знание основ дизайнерского проектирования изделия.
2. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и НОТ

е) коммуникативной 1. Формирование навыков работы в группе для выполнения проекта.
2. Умение провести презентацию и защиту проекта, изделия, продукта
труда.
3. Умение разработать варианты рекламных образцов

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов».
Обучающийся научится:
• находить в учебной литературе и сети Интернет сведения, необходимые для
конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы
разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных
объектов;
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и
декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных
изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
• определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных
промыслов.
Раздел «Кулинария».
Обучающийся научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и
варёных овощей и фруктов, бутерброды, горячие напитки, отвечающие требованиям
26

рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность
приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Получит возможность научиться:
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках,
углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное
питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых
продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять
приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности».
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты
выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами
проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные
материалы; представлять проект к защите.
Получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных
правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с
учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта;
разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».