Приложение13
К ООП НОО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 класса
ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность – способность
человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально
быстро
адаптироваться
и
функционировать в ней. В отличие от элементарной
грамотности как способности личности читать,
понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность – уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных
отношений,
который
считается
минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
Понятие
функциональной
грамотности
сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и
позднее вошло в обиход исследователей. Примерно
до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот
подход
был
признан
односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться
в более широком смысле: включать компьютерную,
политическую, экономическую грамотность и т.д. В
таком контексте функциональная грамотность
2
выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в
первую
очередь
общего)
с
многоплановой
человеческой деятельностью.
Таким
образом,
в
современной
школе
сущностью функциональной грамотности становятся
не сами знания, а четыре главные способности
обучающегося: добывать новые знания; применять
полученные знания на практике; оценивать свое
знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего
школьника, безусловно, составляют метапредметные
универсальные учебные действия – познавательные,
коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается
как совокупность двух групп компонентов:
интегративных
и
предметных.
Предметные
(языковая,
литературная,
математическая,
естественно-научная)
соответствуют
предметам
учебного плана начальной школы. К интегративным
относятся
коммуникативная,
читательская,
информационная,
социальная
грамотность,
формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы
функциональной
грамотности
закладываются в начальных классах. Анализ
результатов ВПР в 4 классе и результатов участия
российских
школьников
в
международных
исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные
недостатки в достижении младших школьников:
3
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию
информации;
– затрудняются в решении задач, требующих
анализа и обобщения;
–
не умеют высказывать предположения,
строить доказательства.
Поэтому
авторы
программы
предлагают
начинать формирование навыков функциональной
грамотности именно в начальных классах.
4
Часть 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для
первого класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
требованиями
к
основной
образовательной
программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность»
учитывает
возрастные,
общеучебные
и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Программа
разбита
на
четыре
блока:
«Читательская
грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественно-научная грамотность».
Целью
изучения
блока
«Читательская
грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни
5
общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая
грамотность»
является
формирование
у
обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Целью
изучения
блока
«Финансовая
грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических
отношений
в
семье,
формирование
опыта
применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная
грамотность»
является
формирование
у
обучающихся
способности
использовать
естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях
6
и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана
на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель
может
варьировать,
чередовать
последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с
учетом возрастных особенностей первоклассников
для занятий используются сюжеты авторских и
русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов
авторских и русских народных сказок, составление
характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного
плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в
пределах 10, составление числовых выражений и
нахождение их значений, состав чисел первого и
7
второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых
диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы,
покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, воздушным
шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его
свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три
состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает
достижение
первоклассниками
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и
государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений: сопоставление
8
доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои
поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем
творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа и представления
информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства,
в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников
информации: ориентироваться в потоке информации;
9
– добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы
в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую
инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание
от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий:
знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
10
– адекватно передавать информацию, выражать
свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в
группе;
– учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока
«Читательская грамотность»:
–
способность
понимать,
использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока
«Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические
рассуждения;
11
– способность использовать математические
понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в
мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать
решения,
которые
необходимы
конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока
«Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование
экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и
обществе;
– умение характеризовать виды и функции
денег;
– знание источников доходов и направлений
расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых
расчётов
Предметные результаты изучения
«Естественно-научная грамотность»:
12
блока
– способность осваивать и использовать
естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования
основанных
на
научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно
использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель
учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость,
активность,
заинтересованность
обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и
заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным
показателем
эффективности
занятий
может
быть
повышение
качества
успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.
Тема
Предмет
изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Виталий Содержание – Определять жанр произведения;
Бианки. сказки.
– называть героев сказки;
Лис и
Качество:
– дополнять предложения, пользуясь
мышоно осторожност информацией из текста;
к
ь,
– давать характеристику героям;
предусмотри – определять последовательность событий и
тельность.
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять
их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
14
2.
Русская
народна
я сказка.
Мороз и
заяц
Содержание
сказки.
Качество:
выносливост
ь, упорство.
– Определять национальную принадлежность
сказки по информации в заголовке занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки
без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность
высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя
15
3.
Владим
ир
Сутеев.
Живые
грибы
Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.
4
Геннади
й
Цыферо
в.
Петушо
ки
Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений
из текста;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать верные
высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них
главного героя;
– определять принадлежность реплик
персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий
16
5.
солныш
ко
свои
ошибки.
Михаил
Пляцков
ский.
Урок
Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.
сказки;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в
сказке, с событиями собственной жизни, давать
им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и
составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка
17
дружбы
6
Грузинс
кая
сказка.
Лев и
заяц
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивост
ь, хитрость,
глупость.
из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять
их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение
сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями,
описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно
18
7
Русская
народна
я сказка.
Как
лиса
училась
летать
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивост
ь, хитрость,
глупость.
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка
из текста;
– располагать в правильной
последовательности предложения для
составления отзыва на прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное
19
8
9
произведение.
Евгений Содержание – Определять жанр произведения;
Пермяк. сказки.
– называть героев сказки;
Четыре Семейные
– находить в тексте образные сравнения;
брата
ценности.
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не
понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Про
Счёт
– Определять количество предметов при счёте;
20
курочку
Рябу,
золотые
и
простые
яйца
предметов,
составление
и решение
выражений,
задачи.
Многоуголь
ники.
10 Про
Счёт
козу,
предметов,
козлят и составление
капусту и решение
выражений,
задачи.
Ломаная.
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на
несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и
называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и
называть геометрическую фигуру – ломаную.
11 Про
Состав числа – Раскладывать число 9 на два слагаемых;
петушка 9, анализ
– отвечать на вопросы на основе условия
и
данных и
задачи;
21
жерновц ответы на
ы
вопросы.
12 Как
петушок
и
курочки
делили
бобовые
зёрныш
ки
13 Про
наливны
е
яблочки
Разложение
числа 10 на
два и три
слагаемых.
Увеличение
числа на
несколько
единиц,
сложение и
– анализировать данные и отвечать на
вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать
на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых,
когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых,
когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных
слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в
табличную форму;
– находить недостающие данные при решении
задач;
– складывать одинаковые слагаемые в
22
вычитание в
переделах
20.
пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления
числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в
более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность
высказываний.
14 Про
Состав чисел – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три
.
Машу и 9, 10, 11.
слагаемых;
трёх
Задачи на
– решать задачи на нахождение суммы;
медведе нахождение – овладевать практическими навыками деления
й
суммы.
числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в
таблице данные;
– устанавливать закономерности.
15 Про
Задачи на
– Раскладывать число 12 на несколько
старика, нахождение слагаемых;
старуху, части.
– решать задачи на нахождение части числа:
23
волка и
лисичку
Состав числа – читать таблицы; заполнять недостающие
12.
данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми
диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
– сравнивать числовые выражения,
составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
16 Про
Задачи на
– Решать задачи на нахождение суммы, на
медведя, нахождение увеличение числа на несколько единиц;
лису и
суммы.
– читать таблицы, заполнять недостающие
мишкин Состав чисел данные в таблице по самостоятельно
мёд
второго
выполненным подсчётам;
десятка.
– раскладывать числа первого и второго
десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
24
17 За
покупка
ми
Цена, товар,
спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар,
спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить
деньги.
18 Находчи Деньги,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
вый
цена, услуги, – определять необходимые продукты и их
Колобок товар.
цены;
– строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
19 День
Цена,
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
рождени стоимость,
– определять, какой товар можно купить на
я
сдача,
имеющиеся деньги;
Мухисбережения. – определять стоимость покупки;
Цокотух
– анализировать информацию и делать
25
и
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
20 Буратин Карманные
– Наблюдать над понятиями: карманные
ои
деньги,
деньги, необходимая покупка, желаемая
карманн необходимая покупка;
ые
покупка,
– выбирать подарки для друзей на основе
деньги
желаемая
предложенных цен;
покупка.
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого
решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости,
коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
21 Кот
Реклама.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
Василий
– строить речевое высказывание в
продаёт
соответствии с поставленной задачей;
молоко
– анализировать представленную информацию
26
22 Лесной
банк
Банк,
финансы,
банковские
услуги,
работники
банка.
23 Как
мужик и
медведь
прибыль
делили
Мошенник,
сделка,
доход,
выручка,
прибыль,
продажа
и выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной
информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном
для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную
в текстовом виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как
получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить
дешевле;
– выбирать товары для покупки на
27
оптом.
24 Как
мужик
золото
менял
Услуга,
равноценны
й обмен,
бартер.
определенную сумму;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу;
наблюдать над понятием «равноценный
обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
25 Как
Вода,
– Наблюдать над свойством воды –
Ивануш свойства
прозрачность;
ка хотел воды.
– определять с помощью вкусовых
попить
анализаторов, в каком стакане вода смешана с
водицы
сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане
влияет на высоту звука;
28
26 Пятачок Воздушный
, Винни- шарик,
Пух и
воздух.
воздушн
ый
шарик
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение
листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для
проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится
воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять
водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с
помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может
29
27 Про
репку и
другие
корнепл
оды
28 Плывёт,
плывёт
корабли
летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
Корнеплоды. – Описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего
вида;
– осуществлять поиск необходимой
информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
Плавучесть
– Определять плавучесть металлических
предметов.
предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит
30
к
29 Про
Три
Снегуро состояния
чку и
воды.
превращ
ения
воды
от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов
находится воздух;
– объяснять, почему случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного
состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением
снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и
льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
31
30 Как
делили
апельси
н
31 Крошка
Енот и
Тот, кто
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений.
Апельсин,
– Объяснять, почему лопается воздушный
плавучесть, шарик при воздействии на него сока из цедры
эфирные
апельсина;
масла из
– объяснять, почему не тонет кожура
апельсина.
апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше
сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
Зеркало,
– Объяснять, когда можно увидеть своё
отражение,
отражение в воде;
калейдоскоп. – определять, в каких предметах можно
32
сидит в
пруду
32 Иванова Соль,
соль
свойства
соли.
увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в
плоских, выпуклых и вогнутых металлических
предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов:
сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
высказывание, таблица, дополненное
письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
33
33 Владим
ир
Сутеев.
Яблоко
Яблоко.
проводить опыт, аналогичный предложенному,
с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и
объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока
можно рисовать;
– доказывать, что существует сила
притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
34
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.
35
36