Программа внеурочного курса Вдумчивое чтение

Приложение 14
К ООП НОО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Вдумчивое чтение»
для обучающихся 1-4 классов

1. Пояснительная записка
Данная программа по курсу разработана на основе авторской программы
Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение».
Общеизвестно, что современные дети мало читают. Многие из младших
школьников относятся к чтению как к тяжелому труду. Большинство ребят читают
вполне грамотно, но слова и образы для них ничего не значат. К тому же, они не
осознают, для чего читают, в чём смысл прочитанного произведения. Чтение же
художественной литературы требует труда и творчества, определенных навыков
читательской культуры.
Работа учащихся в рамках разработанной программы будет способствовать как
более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному
формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура
чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними).
Основная цель изучения спецкурса: формирование читательской компетенции
младших школьников, являющейся одной из составляющих информационной
грамотности.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой,
видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и
творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление,
эмоциональное принятие и осмысление учениками - читателями нравственных
ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших
школьников; - выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в
процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на
уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
2.Общая характеристика курса

Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения
интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями
художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка,
которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления
квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы
предполагается активное использование методов стимулирования детского
художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения
творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Особое место в программе будет занимать работа с книгой как предметом
словесного искусства, а также работа с тетрадью «Портфелем читателя», который
позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать
свои мысли, идеи, рассуждения.
Использование «Портфеля читателя» позволяет решить следующие задачи:
1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно
формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение
пересказу, описание героя книги и т.д.);
2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от
уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность
дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;
3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за
самостоятельной читательской деятельности всех учащихся;
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков
внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе
следующих литературно-педагогических принципов:
 ориентация на читательские интересы ребенка;
 разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
 разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному
чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков
классного чтения;
 важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является
принцип художественной значимости изучаемого произведения.
 Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий.
Программа
курса
отвечает
возрастным
особенностям
учащихся:
любознательности,
активности,
информированности,
коммуникабельности,
способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости
обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая,
творческая, исследовательская, проектная.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так
как предполагает широкое привлечение родителей.
3.Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения (2-4 класс), 34 и на 68 часов в год с
проведением занятий один или два раза в неделю продолжительностью 30–40 мин.
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь
к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства,
сохранение и приумножение её богатства.
 Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социальнонравственного здоровья.
 Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности –
любви.
 Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной
и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества.
 Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
 Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
 Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению
к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности– осознание человеком себя
как члена общества, народа, представителя страны и государства.
 Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству

.  Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
5. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные

Метапредметные

Приобретение
Предметные
первичных навыков
работы с
информацией

1) Воспитание
художественноэстетического
вкуса,
читательских
потребностей,

1) Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной

1) Овладение
осознанным
чтением текстов с
целью
удовлетворения
интереса,

деятельности,
эстетических
поиска средств ее приобретения
ценностей и чувств осуществления.
читательского
на основе опыта
опыта.
2) Освоение
слушания и чтения
способов решения 2) Использование
произведений
проблем
таких видов чтения,
художественной
творческого и
как
литературы.
поискового
ознакомительное,
характера.
изучающее,
2) Развитие
поисковое.
этических чувств, 3) Использование
эмоциональнознаково3) Освоение умения
нравственной
символических
ориентироваться в
отзывчивости и
средств
соответствующих
представления
возрасту словарях и
сопереживания
информации.
чувствам других
справочниках.
людей.
4) Активное
4) Освоение умения
использование
3) Осознание
составлять список
речевых средств
значимости чтения
используемой
для решения
для личного
литературы и
коммуникативных и
развития, для
других
формирования
познавательных
информационных
задач.
представлений об
источников (при
окружающем мире,
выполнении

1) Повышение
читательской
компетентности
обучающихся:
совершенствование
техники чтения,
элементарных
приемов анализа
художественных
текстов, знаний
основных элементов
книги, культуры
чтения.
2) Формирование
внутренней
мотивации чтения
(Читаю для себя,
читаю потому что
интересно).
3) Рост читательской
активности
обучающихся:
активное участие
школьников в
литературных
олимпиадах,
проектах, конкурсах,

понятий о добре и 5) Овладение
зле, дружбе.
логическими
действиями
4) Развитие умения
сравнения, анализа,
сотрудничества со
обобщения,
взрослыми и
построения
сверстниками,
умения
рассуждения.
сравнивать
поступки героев
литературных
произведений со
своими
собственными
поступками,
осмысливать
поступки героев.

исследовательских праздниках разного
проектов).
уровня
5)
Совершенствование
умения определять
тему и главную
мысль текста,
делить

(Читательское
портфолио).

4) Расширение
читательского
кругозора младших
6) Умения
школьников (на
договариваться о
текст на смысловые основании
распределении
части, подробно и
сопоставления
ролей в совместной сжато устно
результатов
деятельности.
пересказывать
читательских анкет в
прочитанный или
начале и в конце
прослушанный
учебного года).
текст.
5) Увеличение
6) Овладение
читательской
навыками
самостоятельности
смыслового чтения обучающихся:
текстов в
вовлеченность детей
соответствии с
в организацию
задачами
книжных выставок,
коммуникации.
в систему
библиотечного
7) Приобретение
обслуживания
умения участвовать
школы,
в диалоге при
обсуждении
района, города, в
прочитанного или расширение
домашних
прослушанного.
библиотек,
8)
культурного досуга
Совершенствование детей (посещение
умения
театров, кино,
высказывать
экскурсий).
оценочные
суждения и свою
6) Повышения
точку
читательской
самооценки и
зрения о
удовлетворенности
прочитанном
результатами
тексте.
внеурочной
9)
деятельности (на
Совершенствование

умения составлять основании
устно небольшое
сопоставления
монологическое
результатов
читательских анкет в
высказывание по
предложенной теме, начале и в конце
заданному вопросу. учебного года).
7) Развитие
литературнотворческих
способностей,
умения создавать
свой текст на
основе
художественного
произведения, на
основе личного
опыта.
6. Содержание учебного курса
2 класс
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» Изучение содержания и
структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательской анкеты. Знакомство
с заповедями читателя и с основными элементами книги.
Тема 1. Урок смеха Леонида Каминского Выставка книг Леонида Каминского.
Слушание рассказов писателя. Игровые и занимательные задания, акцентирующие
внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое
задание «Сочини слова с пропущенными буквами».
Тема 2. Новые сказки Марины Москвиной Слушание сказки «Что случилось с
крокодилом». Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация.
Самостоятельное чтение сказки «Кабанчик на качелях», беседа. Характеристика
главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.
Тема 3. Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина Выставка книг Е. И. Чарушина.
Подготовка иллюстрации обложки и аннотации любимой книги. Характеристика
персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике
рассказов
и личности автора. Творческое иллюстрирование рассказов писателя.
Тема 4. Любимые сказки Х.К. Андерсена Путешествие в страну «короля сказок».
Выставка книг Х.К. Андерсена. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного
слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о

писателе. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского
сказочника.
Тема 5. Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина Творческий конкурс
веселого рассказа. Выставка книг писателя. Проблемные ситуации, слушание и
чтение рассказов В.В. Голявкина «Крути снежные вертя», «Карусель в голове»,
беседа. Работа
над выразительным чтением. Игровые задания.
Тема 6. Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена
Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка
книг о Мюнхгаузене. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!».
Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика
главного героя. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее
известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. Подготовка и презентация
исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Был ли
барон Мюнхгаузен на самом деле?
Тема 7. Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» «Искпедиция» в
сказочную страну А.А. Милна. Сопоставление впечатлений о книге с образами из
мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории
создания
книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в
которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами
персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование. Просмотр
мультфильмов,
поставленным по произведениям английского сказочника. Подготовка и презентация
исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Кто
такой Кристофер Робин? Какие игрушки стали героями сказки? Сколько раз
экранизировали
сказку о Винни-Пухе?
Тема 8. Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля Творческий конкурс «Какие чудеса
я видел в природе». Защита творческих работ. Создание устных и изобразительных
иллюстраций к рассказам писателя. Антиципация, слушание и самостоятельное
чтение
рассказов Ю.И. Коваля «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь»,
«Бабочка» и др. Поиск красочных выразительных средств языка художественной
прозы.
Тема 9. Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов Путешествие в
прошлое на машине времени. Выставка книг мифов Древней Греции. Конкурс на
лучшего знатока древнегреческих богов. Создание на доске с помощью рисунков и
аншлагов горы

Олимп и ее обитателей. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение
и пересказ мифа о Прометее. Литературная викторина «Знаешь ли ты подвиги
Геракла?». Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных
древнегреческих мифов.
Тема 10. Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера Путешествие в страну
Вообразилию Б.В. Заходера. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная
викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное
чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра.
Тема 11. Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» Выставка современных
энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина
«Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая
работа.
Тема 12. Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской Выставка книг, рассказ о
писательнице К.В. Драгунской. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение
рассказов «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться
запрещено»). Беседа. Игровые и творческие задания.
Тема 13. Сказочная поэзия С.Г. Козлова Путешествие в сказочный лес С. Г. Козлова.
Слушание и сопоставление сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма.
Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Самостоятельное чтение сказок
«Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако».
Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание.
Итоговое занятие. Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов
читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение
читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам
читательской деятельности
в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих
будущих успехов». Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это
книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов.
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и
одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогамилитераторами. Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и
творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения
программы.
3 класс
Тема 1. «Странички дневника нашего детства» И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как
меня учили музыке». из сб. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»».
Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен
читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей
жизни». Характеристика главной героини.

Тема 2. Наши самые близкие люди С. Г. Георгиев. Рассказы «Ошейник», «Дедушка».
Чтение «Письма читателю» С. Георгиева. Антиципация перед прослушиванием
рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка».
Беседа, характеристика главного героя. Выставка книг писателя. Творческая работа
№1: «Закончи рассказ».
Что такое счастье? А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ. Выставка книг
писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные
вопросы при обсуждении рассказа. Читательский рейтинг. Творческая работа №2: «О
самом счастливом дне в моей жизни».
Тема 3. «Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи.
Выставка книг, посвященных животным. Прослушивание и самостоятельное чтение
стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческая работа №3:
«С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
Тема 4. Мы хозяева нашей земли B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ. Творческое
задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг,
рассказ учителя о писателя. Антиципация, выразительное чтение рассказа.
Сравнительная
характеристика персонажей. Проблемные вопросы.
Тема 5. Друзья моего детства Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ. Путешествие
в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем
авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа.
Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление
аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка».
Тема 6. Наши соседи по планете Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете».
Энциклопедия. «Таинственный ночной гость». Рассказ. Подготовка и защита
исследовательских проектов «Происхождение домашних животных». Выставка
детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете».
Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация.
Обсуждение образа писателя.
Тема 7. Все наоборот Тим Собакин. Стихи. Выставка книг. Выразительное чтение
стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций.
Литературные игры. Рассказ о писателе.
Тема 8. Веселые игры со словами Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Выставка книг
веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над
выразительным чтением. Игровые и творческие задания. Л. Петрушевская «Пуськи
бятые». Лингвистическая сказка. Выставка книг. Слушание и самостоятельное
чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.
Тема 9. Странные сказки о вещах М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О
Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Выставка книг писателя. Просмотр

мультфильма «Каникулы Бонифация» («Союзмультфильм», режиссер Федор Хитрук,
1965
г.). Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск
выразительных средств языка сказки. Творческие задания. Творческая работа №4: «С
любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
Тема 10, 11. Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова».
Повесть. Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг,
рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная
игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток
русского языка». Инсценирование фрагмента повести.
Школьные рыцари В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ. Выставка книг
писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение.
Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. Составление устного
рассказа «Мой верный рыцарь».
Учитель-волшебник О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. Выставка книг,
рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови
последовательность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над
образом героини по плану.
Поиграем в школу Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть.
Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Подготовка и
презентация информационных литературных проектов по темам: Кто такой Эдуард
Успенский? Сколько книг написал Э.Успенский? Составление аннотации к книгам
писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям
Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о
персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и
занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах.
Обсуждение главной идеи сказки.
Тема 12. Откуда мы родом? Мы – славяне? Подготовка и презентация
исследовательских литературных проектов по темам: Что такое энциклопедия?
Какова история создания энциклопедий? Какие энциклопедии бывают? Моя любимая
энциклопедия. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей».
Энциклопедия. Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице.
Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее.
Работа в парах и группах.
Кто наши предки? Великие русские князья «Сказание о князе Олеге» из «Повести
временных лет». Предание. Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи
«Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение.
Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем
Олеге» А.С. Пушкина.

Тема 13 Героические страницы нашей истории «Сказание о Мамаевом побоище».
Воинская повесть. Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаромонгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар.
Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.
Тема 14. Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и
только», «Что такое зима». Сказки. Музыкальное сопровождение. Путешествие в
страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о
писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое
задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по
ролям, беседа.
Тема 15. О чудесах дружбы А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше».
Повесть. Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр мультфильма «Малыш
и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Подготовка и
презентация
информационных литературных проектов по темам: Что я знаю об Астрид Лингрен?
Сколько книг написала А. Линдгрен? Сколько наград у Астрид Линдгрен? Конкурс
для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона».
Выставка и
защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление
рассказа
о герое по предложенному плану.
Тема 16. Детская фантастика Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической
повести «Путешествие Алисы». Космическая экспедиция в фантастический мир
Булычева. Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического
мультфильма
«Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева
(«Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). Выставка книг. Чтение главы
«Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего
рассказчика. Игровой диктант «Внимательный
читатель». Характеристика главной героини.
Тема 17. Заключительное занятие. Заполнение читательской анкеты «Каким
читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале
и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные
самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами
драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный
праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и
одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогамилитераторами. Выставки литературно- творческих работ, исследовательских и

творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения
программы.
4 класс
Тема 1 «Все мы родом из детства...». «Подвиги моего детства». Н. ГаринМихайловский. «Детство Темы».
Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве
писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем.
Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации.
Самостоятельная работа
учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических
эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. Просмотр
фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г.,
режиссер Елена Стрижевская).
Тема 2. «Мечты моего детства». А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка.
Перевод Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки.
Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький
принц» – Антуане де Сент-Экзюпери. (http://www.litstudia. ru/method/present.html).
Литературный диктант для знатоков сказки. Работа над
главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории
встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил
Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и
принцем.
Творческое задание: графические иллюстрации к произведению. Проблемный диалог
по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения.
Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что
объединяет
Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей?
Тема 3. «Приключения моего детства». М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о
всемирно известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен
читательскими впечатлениями. Литературная викторина «Узнайте героев по
портретным характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель».
Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного фильма
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия»,
режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.). Выразительное чтение по ролям диалога
между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое
иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра:
«Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать
Том, когда вырастет?»

Тема 4. «Сказки моего детства». Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод
И. Токмаковой. Урок- путешествие на остров Нетинебудет. Выставка разных изданий
сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк»
(США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен читательскими и зрительскими
впечатлениями. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри».
Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории
создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов
биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе
Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). Сопоставительный анализ
главных героев сказки. Читательский рейтинг. Раздел 2. «Моя малая Родина»
Тема 5. «Мой Урал». Л. Татьяничева. «Урал». Стихотворение. Выставка книг,
посвященных Уралу. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и
графическое рисование. Конкурс чтецов.
Тема 6. «Мифы, легенды, предания об Урале». О. Коряков. «Чудесная кладовая».
Рассказы. Выставка книг о камнях Урала, рассказ учителя об истории Урала и его
подземных драгоценностях. Антиципация, выразительное чтение рассказов. Поход в
геологический музей Екатеринбурга.
Тема 7. «Суровая природа Урала». Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о природе Урала
(«Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»).
Посещение дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка в г. Екатеринбурге. Урокпутешествие по малой
Родине, по Уралу. Выставка детских рассказов и сказок Мамина-Сибиряка. Чтение и
обсуждение статьи о нем из «Читательского портфеля». Литературная игра «В каком
рассказе живут герои Мамина-Сибиряка?». Литературная викторина по рассказам
писателя. Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев
рассказов Мамина-Сибиряка.
Тема 8. «Уральские мастера». П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной
горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер»,
«Хрупкая веточка»). Посещение дома-музея П.П. Бажова в г. Екатеринбурге.
Продолжение урока- путешествия по Уралу. Выставка разных изданий «Малахитовой
шкатулки» Бажова. Чтение и обсуждение статьи о нем из «Читательского дневника».
Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь сказы Бажова?». Работа над
особенностями жанра сказа. Характеристика Хозяйки Медной горы, выставка
детских рисунков. Игровое задание: «Где происходит действие в сказах?». Групповая
работа по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова.
Тема 9 «Сказочное путешествие по Швеции». С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие
Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Урокпутешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке.
Защита творческих проектов: литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и
обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля».

Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр
фрагментов
советского
мультфильма
«Заколдованный
мальчик»
(«Союзмультфильм», Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.). Литературная игра
«Восстанови правильную нумерацию
глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее
запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное
творческое задание.
Тема 10. «Удивительный мир растений и насекомых». Я. Ларри. «Приключения
Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок- путешествие в страну
биологических знаний. Выставка книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из
«Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о
начале приключений героев сказочной повести. Просмотр начальных эпизодов
фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР,
«Ленфильм», 1987 г., режиссер – Валерий Родченко, в главной роли – Василий
Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
(Россия, 2005 г., режиссер – Александр Люткевич). Конкурс на лучшего знатока
жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа
над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.
Тема 11. «Приключение длиною в жизнь». Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо».
Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма
«Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс
Броснан). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги.
Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о
писателе из Читательского портфеля». Обмен читательскими впечатлениями.
Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике
жизни Робинзона Крузо на острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни
героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова».
Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа
над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики.
Просмотр интерактивной презентации- викторины по роману Д.Дефо «Приключения
Робинзона Крузо» (http://www.litstudia. ru/method/present.html).
Тема 12. «Отважные капитаны». Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод
А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры
И.О. Дунаевского к первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта»
(1936 г.). Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов художественного фильма «В
поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин).
Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное
чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты
о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ
учителя об истории создания книги. Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей
романа Жюля Верна?».

Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан».
Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37
параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа.
Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу:
«Если бы…». Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентациивикторины
по
роману
Жюля
Верна
«Дети
капитана
Гранта»
(http://www.litstudia.ru/method/present.html).
Тема 13. «Музыканты и вовсе не музыканты». Самая романтическая сказка Э.
Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой.
Просмотр фрагментов мультипликационного фильма «Щелкунчик» (РоссияГермания, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и зрительскими
впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия. Литературный
диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав
сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на
«музыкантов» и «вовсе немузыкантов». Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в
сказке является
«музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит
волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов,
связанных образом главной героини. По возможности просмотр балета П. И.
Чайковского «Щелкунчик» в театре.
Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета.
Тема 14. «Все страннее и страннее». Самая необычная сказка Л. Кэрролла.
«Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр
фрагментов российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес»
(СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими и зрительскими
впечатлениями. Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий
сказок Кэрролла. Литературная викторина «Превращения Алисы в Стране Чудес».
Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли
ты жителей Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли
жителей
Страны
Чудес?»
по
сказке
Л.
Кэрролла
(http://www.litstudia.ru/method/present.html). Игровой диктант «С какими чудесами встретилась
Алиса?». Индивидуальное выполнение
творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной
переводчиком. Работа над характеристикой главной героини Алисы.

Заходером-

Тема 15. «Неведомое Средиземье». Самая героическая сказка Д. Толкин. «Хоббит,
или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок- приключение по
неведомому Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими
впечатлениями.
Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из учебного пособия.
Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и

экранизации книги всемирно известного английского писателя. Литературная
викторина «Знаешь ли ты героев
Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?». Творческое
задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое
иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий
пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов фильма «Хоббит»
(США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон). Работа над образом
главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса,
направленного на осмысление нравственных уроков сказки.
Тема 16. «Сказка о дружбе и верности». В. Крапивин. «Дети синего фламинго».
Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина.
Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими
впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради.
Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного
уральского писателя. Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава
Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид.
Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на
острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных
вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги. Просмотр фрагментов
художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр Анарио
Мамедов).
Тема 17. Заключительное занятие. Заполнение читательской анкеты «Каким
читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале
и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные
самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами
драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный
праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и
одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогамилитераторами. Выставки литературно- творческих работ, исследовательских и
творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения
программы.
7. Тематическое планирование
2 класс (34 ч.)
№

Содержание учебного материала

К-во
часов

1

Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»

2

2

Урок смеха Леонида Каминского. Творческая работа №1. Минирассказ «Пропущенные буквы»

2

3

Новые сказки Марины Москвиной. Просмотр мультфильма «Что
случилось с крокодилом»

2

4

Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок».
Рассказ «Две мышки»

2

5

Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов,
поставленных по произведениям датского сказочника. «Дюймовочка»,
«Огниво», «Свинопас»

4

6

Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Творческая
работа №2. Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни»

3

7

Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена.
Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее
известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене.

3

8

Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.

1

9

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все- все».

2

10

Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля. Творческая работа №3.
Эссе «Чудеса в природе»

2

11

Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов – Геракл.

2

12

Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера

2

13

Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка»

1

14

Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунского. Творческая работа №4.
Миниатюра «Как мне имя выбирали»

2

15

Сказочная поэзия С.Г. Козлова. Просмотр мультфильма «Ежик в
тумане».

2

16

Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие
друзья – это книги».

1

Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки
литературно-творческих работ, исследовательских и творческих
проектов учеников.
17

Презентация исследовательских литературных проектов.
ИТОГО:

1
34

3 класс (34 ч.)
№

Содержание учебного материала

К-во
часов

1

Вводное занятие. Странички дневника нашего детства.

2

2

Наши самые близкие люди. Что такое счастье?

2

3

Думают ли звери?

2

4

Мы хозяева нашей земли.

2

5

Друзья моего детства.

2

6

Наши соседи по планете.

2

7

Все наоборот.

2

8

Веселые игры со словами. Кто такие «пуськи бятые»?

2

9

Странные сказки о вещах.

2

10

Трудно ли учиться в школе? Школьные рыцари. Учитель-волшебник.
Поиграем в школу

2

12

Откуда мы родом? Мы – славяне? Кто наши предки? Великие русские
князья.

2

13

Героические страницы нашей истории.

2

14

Сказки для добрых сердец.

2

15

О чудесах дружбы.

2

16

Детская фантастика.

2

17

Заключительное занятие.

2

11

ИТОГО:

2

34

4 класс (34 ч.)
№

Содержание учебного материала

К-во
часов

1

Вводное занятие. «Подвиги моего детства». Н.Гарин-Михайловский
«Детство Темы»

2

2

«Мечты моего детства». А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

2

3

«Приключения моего детства». М. Твен. «Приключения Тома
Сойера».

2

4

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

2

5

«Сказки моего детства». Д. Барри. «Питер Пэн».

2

6

Мифы, легенды, предания об Урале. О. Коряков. «Чудесная
кладовая»

2

7

«Суровая природа Урала». Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы

2

8

«Уральские мастера». П.Бажов. Сказы

2

9

Сказочное путешествие по Швеции. С. Лагерлеф. «Чудесное
путешествие Нильса с гусями».

2

10

Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри. «Приключения
Карика и Вали».

2

11

Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо. «Приключения Робинзона
Крузо».

2

12

Отважные капитаны. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта».

2

13

«Музыканты и вовсе не музыканты…». Э. Гофман. «Щелкунчик и
мышиный король».

2

14

Самая необычная сказка. Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране
Чудес».

2

15

«Неведомое Средиземье…». Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и
обратно».

2

16

Сказка о дружбе и верности. В.Крапивин. «Дети синего фламинго».

2

17

Заключительное занятие. Каким читателем я стал?

2

ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».