Приложение 16
К ООП НОО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Шахматы в школе»
для обучающихся 1 классов
Шахматы в школе
программа курса
для 1-го класса общеобразовательной школы
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Шахматы в школе»
Личностные результаты освоения курса:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
результаты освоения курса:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
К концу учебного года учащиеся должны знать основы игры в
шахматы:
- правила рокировки;
- ценность фигур;
- случаи завершения игры «вничью»;
- названия видов шахматного мата;
- дебютные принципы;
- простейшие тактические приемы и комбинации;
- особенности игры в шахматных окончаниях;
- правила игры в соревнованиях;
- легенды о зарождении шахмат;
- шахматную терминологию по пройденным темам;
должны уметь:
- играть всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными
правилами;
- делать рокировку, взятие на проходе;
- решать задачи на мат в 1 ход различной сложности;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и
королем, ладьей и королем;
- проводить элементарные комбинации;
- разыгрывать простые пешечные эндшпиля.
Не менее 20% учащихся должны участвовать в соревнованиях на 3
юношеский разряд (не менее 1 раза в учебном году).
Предметно-информационная составляющая:
- знание основ игры в шахматы (а именно: правила рокировки, случаи
завершения «игры вничью», названия видов шахматного мата,
дебютные принципы, особенности игры в шахматных окончаниях,
3
правила игры в соревнованиях, легенды о зарождении шахмат,
шахматную терминологию по пройденным темам).
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
- понимание и использование ценности шахматных фигур, видов
шахматного мата, простейших тактических приемов и комбинаций;
- способность размышлять и находить самостоятельное решение
шахматных задач.
Ценностно-ориентационная составляющая:
- способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в
игре соперника;
- стремление довести игру до конца, выиграть партию;
- стремление к порядку, чистоте и точности;
способность проявить терпение к противнику в процессе игры.
2. Содержание курса
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение
шахмат в Индии. Легенды о появлении шахмат.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали,
диагонали. Начальная расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило:
«Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек.
Взаимодействие фигур в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон
против пешек, конь против пешек, ладья против легких фигур, ферзь против
легких фигур и пешек, король против других фигур.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая
рокировка. Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш
материала. «Взятие на проходе».
Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур,
использование рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи
матования. Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с
постановкой мата.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник.
Лесенка. Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта.
Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур.
Понятие «отсталость в развитии».
4
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с
использованием тактических приемов.
Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на
постановку мата.
Блок «Тактика»
Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар,
«вилка», открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Изучение
шахматных
комбинаций:
отвлечение,
завлечение,
уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали
Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и
комбинаций. Конкурсы комбинаций.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания. Проходная пешка.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение
позиций.
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах.
Шахматный кодекс.
Первенство класса и школы..
3. Тематическое планирование «Шахматы в школе»
1 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные
рассказы.
Зарождение шахмат в Индии. Легенды о
появлении шахмат.
Шахматная доска. Начальная расстановка фигур.
Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя,
короля, коня и пешек.
Взаимодействие фигур в игровых ситуациях.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка».
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки.
Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш
материала. «Взятие на проходе».
Отработка на практике ходов фигур,
5
Количество
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
взаимодействия фигур, использование рокировки.
Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха.
Понятие «мат». Простейшие случаи матования.
Мат в один ход.
Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход,
тренировочные партии с постановкой мата.
Дебютные катастрофы.
Игра всеми фигурами.
Блок «Турниры»
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями.
Сторож и разбойник.
Матование одинокого короля двумя ладьями.
Лесенка. Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем.
Цугцванг. Зажим.
Конкурс решений
Матование одинокого короля ферзем и королем.
Зажим.
Матование одинокого короля ферзем и королем.
Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
Отработка постановки различных видов мата в 1
ход. Конкурсы на постановку мата.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие
принципы дебюта.
Развитие фигур первыми шестью ходами.
Гармоничное
развитие
фигур.
Понятие
«отсталость в развитии».
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от
«детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные
позиции с использованием тактических приемов.
Шахматный праздник.
Блок «Тактика»
6
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Изучение тактических шахматных ударов: связка,
двойной удар.
Изучение тактических шахматных ударов:
открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Тактика
Тактика
Тактика
Тактика
Блок «Турниры»
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Блок «Тактика»
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение.
Тактика
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение,
завлечение.
Тактика
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение,
завлечение, уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й
(1-й) горизонтали
Тактика
Решение позиций с использованием изученных
тактических приемов и комбинаций. Конкурсы
комбинаций.
Тактика
Тактика
Тактика
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах.
Правила игры в турнирах.
Шахматный кодекс.
Первенство класса и школы.
Первенство класса и школы.
Первенство класса и школы.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания.
Проходная пешка.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях.
Тематические турниры по окончаниям.
Решение позиций.
7
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8