Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Разговоры о важном

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Школа № 14

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
учителей начальных
классов

Директор Школы № 14
Бурасова И.Ю.
Приказ № 85/1
от «29» августа 2024 г.

Ионкина Е.А.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5872569)
Разговоры о важном
для обучающихся 1-4 классов

Верхняя Салда
2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ"
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809«Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».

2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г.
№2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 №
03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 №
110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,

касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №
171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2 классов, 3–4
классов в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
33/34 учебных часа.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только
на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие
темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению
одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории,
где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается
и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи. Личностных результатов можно достичь,
увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью,
позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. Внеурочное
занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)

Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в
общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где
проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен
внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть –
мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная. Цель
мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия. Основная часть строится как сочетание
разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с
представленной
информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество). В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего –
значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого
напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник,
который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является
основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных
изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти
в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы
России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет
важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его
мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты.
Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего
народа с современными технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность
и
экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов

общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм –
качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда,
сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять
свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких.
Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство –
это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и

современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации.
Как поздравить маму в её праздник – День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники
СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что
такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд
людей многих профессий. Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению
профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные
открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества.
Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам

развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных
сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы
суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила
безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая
холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи
Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный
флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и
самореализации.

Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения
П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных,
рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в
освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия,
служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?

80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята
России» и Движение Первых. Ценности, которые нас объединяют. Ценности –
это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере
эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового
и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического
воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации,
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическимх
работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. В сфере овладения
коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал
к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять своючасть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.В сфере овладения регулятивными
универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной
задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из

главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как
языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности
норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать
выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах
как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о
связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального
поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных
представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и
массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного
наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные
природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,
графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения

информации из источников в современной информационной среде; формирование
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил
безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в
сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при
использовании личных финансов; приобретение опыта положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в
поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение
нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий
духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление
представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в
обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства,
честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений
объяснять
значение
слов
«милосердие»,
«сострадание»,
«прощение»,
«дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей,
основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях гражданина. Изобразительное искусство:
выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств
художественной
выразительности
изобразительного
искусства;
умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры. Физическая культура: формирование общих представлений
о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических

упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

1

2

Наименование разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко Дню знаний

Век информации. 120 лет

Количество
часов

Основное содержание

1

Иметь позитивный образ
будущего – значит
понимать, к чему
стремиться, и осознавать,
что это придаёт жизни
определённость, наполняя
её глубокими смыслами и
ценностями. Будущее
России – это образ
сильного и независимого
государства,
благополучие которого
напрямую зависит от
наших действий уже
сегодня. День знаний –
это праздник, который
напоминает нам о
важности и ценности
образования, которое
является основой
позитивного образа.

1

Информационное

Основные виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом.

https://razgovor.edsoo.ru

Информационному агентству
России ТАСС

3

Дорогами России.

телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых
цитируемых новостных
служб страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными оставались
его государственный
статус и функции – быть
источником достоверной
информации о России для
всего мира. В век
информации крайне важен
навык критического
мышления. Необходимо
уметь анализировать и
оценивать
информацию,распознавать
фейки и не
распространять их.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений.

1

Российские железные
дороги» – крупнейшая
российская компания, с
большой историей,

обеспечивающая
пассажирские и
транспортные перевозки.
Вклад РЖД в
совершенствование
экономики страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и надёжный
для пассажиров:
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной
сферы России.
Профессии, связанные с
железнодорожным
транспортом.
Формирующиеся
ценности: коллективизм,
патриотизм, единство
народов России.

4

Путь зерна.

1

Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль промышленности
нашей страны, главной
задачей которой является
производство продуктов
питания.
Агропромышленный
комплекс России

выполняет важнейшую
миссию по обеспечению
всех россиян
продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать пшеницей
треть всего населения
планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе
традиции нашего народа с
современными
технологиями: роботами,
информационными
системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т.
п.). Формирующиеся
ценности: созидательный
труд.
5

День учителя

1

Учитель – одна из
важнейших в обществе

профессий. Назначение
учителя – социальное
служение, образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные
исторические времена
труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества. Учитель
– советчик,
познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
гражданственность.
помощник, участник

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории страны,
историческая правда,
сохранение исторической
памяти – основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить роль
России в мировой истории

– одна из стратегий
информационной войны
против нашей страны.
Формирующиеся
ценности: патриотизм

7

Что значит быть взрослым?

1

Быть взрослым – это
нести ответственность за
себя, своих близких и
свою страну. Активная
жизненная позиция,
созидательный подход к
жизни, умение принимать
решения и осознавать их
значение, жить в
соответствии с духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого
человека. Проекты, в
которых младший
школьник может
проявлять свою
ответственность и заботу
о других.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы.

8

Как создать крепкую семью?

1

Семья как ценность для
каждого гражданина

страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого
члена семьи о своих
близких. Образ крепкой
семьи в литературных
произведениях.
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участиев семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Особое отношение
к старшему поколению,
проявление действенного
уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Формирующиеся
ценности: крепкая семья.

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства.

1

Гостеприимство –
качество, объединяющее
все народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по России –
это знакомство с

культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический туризм
– это вид путешествий,
основой которого
являются поездки
туристов по стране с
целью знакомства с
особенностями местной
кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России, крепкая
семья.

10

Твой вклад в общее дело.

1

Уплата налогов – это
коллективная и личная
ответственность, вклад
гражданина в
благополучие государства
и общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов, это
основа бюджета страны,
основной источник
дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.

Каким будет мой личный
вклад в общее дело?
Формирующиеся
ценности:
гражданственность,
взаимопомощь и
взаимоуважение, единство
народов России

11

С заботой к себе и
окружающим.

1

Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и
для кого предназначено.
Добрые дела граждан
России:
благотворительность и
пожертвование как
проявление добрых чувств
и заботы об окружающих.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм.

12

День матери.

1

Мать, мама – главные в
жизни человека слова.

Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного
очага, воспитательница
детей. Материнство – это
счастье и ответственность.
Многодетные матери:
примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее
звание Российской
Федерации. Как
поздравить маму в её
праздник – День матери?
Формирующиеся
ценности: крепкая семья.

13

Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра).

1

Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров
как социальное служение
в военное и мирное время:
примеры из истории и
современной жизни.
Милосердие и забота –
качества волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство –

возможность заботы и
помощи животным.
Формирующиеся
ценности: милосердие,
взаимопомощь и
взаимоуважение.

14

День Героев Отечества

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою
собственной жизни и
здоровья спасающего
других: смелость и отвага,
самопожертвование и
ответственность за судьбу
других. Проявление
уважения к героям,
стремление воспитывать у
себя волевые качества:
смелость, решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники СВО
– защитники будущего
нашей страны.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и

ответственность за его
судьбу.

15

16

Как пишут законы?

Одна страна – одни традиции.

1

Для чего нужны законы?
Как менялся свод
российских законов от
древних времён до наших
дней. Законодательная
власть в России. Что такое
права и обязанности
гражданина? От
инициативы людей до
закона: как появляется
закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению
(позитивные примеры).
Формирующиеся
ценности: жизнь и
достоинство.

1

Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России. Новый
год – любимый семейный
праздник. История
возникновения
новогоднего праздника в
России. Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год.

История создания
новогодних игрушек. О
чём люди мечтают в
Новый год.
Формирующиеся
ценности: крепкая семья,
единство народов России.

17

День российской печати.

1

Праздник посвящён
работникам печати, в том
числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в
той или иной степени
связан с печатью.
Российские традиции
издательского дела,
история праздника.
Издание печатных средств
информации –
коллективный труд людей
многих профессий.
Школьные средства
массовой информации.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы,
гуманизм.

18

День студента.

1

День российского
студенчества: история

праздника и его традиции.
История основания
Московского
государственного
университета имени М.В.
Ломоносова.
Студенческие годы – это
путь к овладению
профессией, возможность
для творчества и
самореализации. Наука:
научные открытия
позволяют улучшать
жизнь людей,
обеспечивают прогресс
общества. Науку делают
талантливые, творческие,
увлечённые люди.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу, коллективизм.

19

БРИКС (тема о международных
отношениях)

1

Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности мира.
Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает

государствам развивать
торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и
опытом в различных
сферах жизни общества.
Россия успешно развивает
контакты с широким
кругом союзников и
партнёров. Значение
российской культуры для
всего мира.
Формирующиеся
ценности:
многонациональное
единство.

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

Что сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Учиться сегодня нужно
так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить
уровень своего
образования,
перестроиться на
использование новых
цифровых технологий
там, где их раньше
никогда не было.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,

созидательный труд.

21

22

Искусственный интеллект и
человек. Стратегия
взаимодействия

Что значит служить Отечеству?
280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова

1

Искусственный интеллект
– стратегическая отрасль в
России, оптимизирующая
процессы и повышающая
эффективность
производства.
Искусственный интеллект
– помощник человека. ИИ
помогает только при
условии, если сам человек
обладает хорошими
знаниями и критическим
мышлением. Правила
безопасного
использования цифровых
ресурсов.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
высокие нравственные
идеалы.

1

День защитника
Отечества: исторические
традиции. Профессия
военного: кто её выбирает
сегодня. Защита
Отечества – обязанность
гражданина Российской
Федерации, проявление

любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества
российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу.

23

Арктика – территория развития

1

Многообразие и красота
природы России:
представление о
природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и
суровая. Животные
Арктики. Российские
исследователи Арктики.
Россия – мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный ледокольный
флот, развитие Северного
морского пути.
Знакомство с проектами
развития Арктики.

Формирующиеся
ценности: патриотизм.

24

25

Международный женский день

Массовый спорт в России

1

Международный женский
день – праздник
благодарности и любви к
женщине. Женщина в
современном обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся женщины
ХХ века, прославившие
Россию. Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным, крепкая
семья.

1

Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и здоровье
нации, будущие
поколения страны.
Здоровый образ жизни,
забота о собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни
современного человека.
Условия развития

массового спорта в
России. Формирующиеся
ценности: жизнь.

26

27

День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100летие Артека

Служение творчеством. Зачем
людям искусство? 185 лет со
дня

1

История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и
современный комплекс из
9 лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для
творчества, саморазвития
и самореализации.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений.

1

Искусство – это способ
общения и диалога между
поколениями и народами.
Роль музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает человека с
рождения до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с
богатым культурным

наследием, страна
великих композиторов,
писателей, художников,
признанных во всём мире.
Произведения П. И.
Чайковского, служение
своей стране творчеством.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным.

28

Моя малая Родина
(региональный и местный
компонент)

1

Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её регионов
прекрасен и неповторим
своими природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой и беречь её –
часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится,
заботится о процветании
своей страны, уважает её
историю и культуру.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
приоритет духовного над
материальным.

29

30

Герои космической отрасли

Гражданская авиация России

1

Исследования космоса
помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей Родины
в освоении космического
пространства. материалов
и создании новых
технологий.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству.
В условиях невесомости
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых

1

Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила

жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиковиспытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды
российских лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству.

31

Медицина России

1

Охрана здоровья граждан
России – приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и больницы.
Достижения российской
медицины. Технологии
будущего в области
медицины. Профессия
врача играет ключевую
роль в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня жизни.

Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее не
только знаний, но и
человеческого сочувствия,
служения обществу.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений, милосердие.

32

Что такое успех? (ко Дню
труда)

1

Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек должен
иметь знания и умения,
быть терпеливым и
настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно
– однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного
успеха, нужно много
трудиться. Профессии
будущего – что будет
нужно стране, когда я
вырасту?
Формирующиеся
ценности: созидательный
труд.

33

80-летие Победы в Великой
Отечественной войне

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

33

День Победы – священная
дата, память о которой
передаётся от поколения к
поколению. Историческая
память: память о подвиге
нашего народа в годы
Великой Отечественной
войны. Важно помнить
нашу историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный полк.
Страницы героического
прошлого, которые нельзя
забывать.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
историческая память и
преемственность
поколений.

2-4 КЛАССЫ

№
п/п

1

2

Наименование разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко Дню знаний

Век информации. 120 лет

Количество
часов

Основное содержание

1

Иметь позитивный образ
будущего – значит
понимать, к чему
стремиться, и осознавать,
что это придаёт жизни
определённость, наполняя
её глубокими смыслами и
ценностями. Будущее
России – это образ
сильного и независимого
государства,
благополучие которого
напрямую зависит от
наших действий уже
сегодня. День знаний –
это праздник, который
напоминает нам о
важности и ценности
образования, которое
является основой
позитивного образа.

1

Информационное

Основные виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом.

https://razgovor.edsoo.ru

Информационному агентству
России ТАСС

3

Дорогами России.

телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых
цитируемых новостных
служб страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными оставались
его государственный
статус и функции – быть
источником достоверной
информации о России для
всего мира. В век
информации крайне важен
навык критического
мышления. Необходимо
уметь анализировать и
оценивать
информацию,распознавать
фейки и не
распространять их.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений.

1

Российские железные
дороги» – крупнейшая
российская компания, с
большой историей,

обеспечивающая
пассажирские и
транспортные перевозки.
Вклад РЖД в
совершенствование
экономики страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и надёжный
для пассажиров:
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной
сферы России.
Профессии, связанные с
железнодорожным
транспортом.
Формирующиеся
ценности: коллективизм,
патриотизм, единство
народов России.

4

Путь зерна.

1

Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль промышленности
нашей страны, главной
задачей которой является
производство продуктов
питания.
Агропромышленный
комплекс России

выполняет важнейшую
миссию по обеспечению
всех россиян
продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать пшеницей
треть всего населения
планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе
традиции нашего народа с
современными
технологиями: роботами,
информационными
системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т.
п.). Формирующиеся
ценности: созидательный
труд.
5

День учителя

1

Учитель – одна из
важнейших в обществе

профессий. Назначение
учителя – социальное
служение, образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные
исторические времена
труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества. Учитель
– советчик,
познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
гражданственность.
помощник, участник

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории страны,
историческая правда,
сохранение исторической
памяти – основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить роль
России в мировой истории

– одна из стратегий
информационной войны
против нашей страны.
Формирующиеся
ценности: патриотизм

7

Что значит быть взрослым?

1

Быть взрослым – это
нести ответственность за
себя, своих близких и
свою страну. Активная
жизненная позиция,
созидательный подход к
жизни, умение принимать
решения и осознавать их
значение, жить в
соответствии с духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого
человека. Проекты, в
которых младший
школьник может
проявлять свою
ответственность и заботу
о других.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы.

8

Как создать крепкую семью?

1

Семья как ценность для
каждого гражданина

страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого
члена семьи о своих
близких. Образ крепкой
семьи в литературных
произведениях.
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участиев семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Особое отношение
к старшему поколению,
проявление действенного
уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Формирующиеся
ценности: крепкая семья.

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства.

1

Гостеприимство –
качество, объединяющее
все народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по России –
это знакомство с

культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический туризм
– это вид путешествий,
основой которого
являются поездки
туристов по стране с
целью знакомства с
особенностями местной
кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России, крепкая
семья.

10

Твой вклад в общее дело.

1

Уплата налогов – это
коллективная и личная
ответственность, вклад
гражданина в
благополучие государства
и общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов, это
основа бюджета страны,
основной источник
дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.

Каким будет мой личный
вклад в общее дело?
Формирующиеся
ценности:
гражданственность,
взаимопомощь и
взаимоуважение, единство
народов России

11

С заботой к себе и
окружающим.

1

Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и
для кого предназначено.
Добрые дела граждан
России:
благотворительность и
пожертвование как
проявление добрых чувств
и заботы об окружающих.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм.

12

День матери.

1

Мать, мама – главные в
жизни человека слова.

Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного
очага, воспитательница
детей. Материнство – это
счастье и ответственность.
Многодетные матери:
примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее
звание Российской
Федерации. Как
поздравить маму в её
праздник – День матери?
Формирующиеся
ценности: крепкая семья.

13

Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра).

1

Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров
как социальное служение
в военное и мирное время:
примеры из истории и
современной жизни.
Милосердие и забота –
качества волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство –

возможность заботы и
помощи животным.
Формирующиеся
ценности: милосердие,
взаимопомощь и
взаимоуважение.

14

День Героев Отечества

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою
собственной жизни и
здоровья спасающего
других: смелость и отвага,
самопожертвование и
ответственность за судьбу
других. Проявление
уважения к героям,
стремление воспитывать у
себя волевые качества:
смелость, решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники СВО
– защитники будущего
нашей страны.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и

ответственность за его
судьбу.

15

16

Как пишут законы?

Одна страна – одни традиции.

1

Для чего нужны законы?
Как менялся свод
российских законов от
древних времён до наших
дней. Законодательная
власть в России. Что такое
права и обязанности
гражданина? От
инициативы людей до
закона: как появляется
закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению
(позитивные примеры).
Формирующиеся
ценности: жизнь и
достоинство.

1

Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России. Новый
год – любимый семейный
праздник. История
возникновения
новогоднего праздника в
России. Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год.

История создания
новогодних игрушек. О
чём люди мечтают в
Новый год.
Формирующиеся
ценности: крепкая семья,
единство народов России.

17

День российской печати.

1

Праздник посвящён
работникам печати, в том
числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в
той или иной степени
связан с печатью.
Российские традиции
издательского дела,
история праздника.
Издание печатных средств
информации –
коллективный труд людей
многих профессий.
Школьные средства
массовой информации.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные идеалы,
гуманизм.

18

День студента.

1

День российского
студенчества: история

праздника и его традиции.
История основания
Московского
государственного
университета имени М.В.
Ломоносова.
Студенческие годы – это
путь к овладению
профессией, возможность
для творчества и
самореализации. Наука:
научные открытия
позволяют улучшать
жизнь людей,
обеспечивают прогресс
общества. Науку делают
талантливые, творческие,
увлечённые люди.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу, коллективизм.

19

БРИКС (тема о международных
отношениях)

1

Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности мира.
Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает

государствам развивать
торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и
опытом в различных
сферах жизни общества.
Россия успешно развивает
контакты с широким
кругом союзников и
партнёров. Значение
российской культуры для
всего мира.
Формирующиеся
ценности:
многонациональное
единство.

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

Что сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Учиться сегодня нужно
так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить
уровень своего
образования,
перестроиться на
использование новых
цифровых технологий
там, где их раньше
никогда не было.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,

созидательный труд.

21

22

Искусственный интеллект и
человек. Стратегия
взаимодействия

Что значит служить Отечеству?
280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова

1

Искусственный интеллект
– стратегическая отрасль в
России, оптимизирующая
процессы и повышающая
эффективность
производства.
Искусственный интеллект
– помощник человека. ИИ
помогает только при
условии, если сам человек
обладает хорошими
знаниями и критическим
мышлением. Правила
безопасного
использования цифровых
ресурсов.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
высокие нравственные
идеалы.

1

День защитника
Отечества: исторические
традиции. Профессия
военного: кто её выбирает
сегодня. Защита
Отечества – обязанность
гражданина Российской
Федерации, проявление

любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества
российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу.

23

Арктика – территория развития

1

Многообразие и красота
природы России:
представление о
природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и
суровая. Животные
Арктики. Российские
исследователи Арктики.
Россия – мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный ледокольный
флот, развитие Северного
морского пути.
Знакомство с проектами
развития Арктики.

Формирующиеся
ценности: патриотизм.

24

25

Международный женский день

Массовый спорт в России

1

Международный женский
день – праздник
благодарности и любви к
женщине. Женщина в
современном обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся женщины
ХХ века, прославившие
Россию. Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным, крепкая
семья.

1

Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и здоровье
нации, будущие
поколения страны.
Здоровый образ жизни,
забота о собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни
современного человека.
Условия развития

массового спорта в
России. Формирующиеся
ценности: жизнь.

26

27

День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100летие Артека

Служение творчеством. Зачем
людям искусство? 185 лет со
дня

1

История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и
современный комплекс из
9 лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для
творчества, саморазвития
и самореализации.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений.

1

Искусство – это способ
общения и диалога между
поколениями и народами.
Роль музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает человека с
рождения до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с
богатым культурным

наследием, страна
великих композиторов,
писателей, художников,
признанных во всём мире.
Произведения П. И.
Чайковского, служение
своей стране творчеством.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным.

28

Моя малая Родина
(региональный и местный
компонент)

1

Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её регионов
прекрасен и неповторим
своими природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой и беречь её –
часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится,
заботится о процветании
своей страны, уважает её
историю и культуру.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
приоритет духовного над
материальным.

29

30

Герои космической отрасли

Гражданская авиация России

1

Исследования космоса
помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей Родины
в освоении космического
пространства. материалов
и создании новых
технологий.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству.
В условиях невесомости
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых

1

Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила

жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиковиспытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды
российских лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству.

31

Медицина России

1

Охрана здоровья граждан
России – приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и больницы.
Достижения российской
медицины. Технологии
будущего в области
медицины. Профессия
врача играет ключевую
роль в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня жизни.

Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее не
только знаний, но и
человеческого сочувствия,
служения обществу.
Формирующиеся
ценности: историческая
память и преемственность
поколений, милосердие.

32

Что такое успех? (ко Дню
труда)

1

Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек должен
иметь знания и умения,
быть терпеливым и
настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно
– однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного
успеха, нужно много
трудиться. Профессии
будущего – что будет
нужно стране, когда я
вырасту?
Формирующиеся
ценности: созидательный
труд.

33

34

80-летие Победы в Великой
Отечественной войне

Жизнь в Движении

1

День Победы – священная
дата, память о которой
передаётся от поколения к
поколению. Историческая
память: память о подвиге
нашего народа в годы
Великой Отечественной
войны. Важно помнить
нашу историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный полк.
Страницы героического
прошлого, которые нельзя
забывать.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
историческая память и
преемственность
поколений.

1

19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений объединяли и
объединяют активных,
целеустремлённых ребят.
Участники детских

общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают
себя частью большого
коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята
России» и Движение
Первых. Формирующиеся
ценности: дружба,
коллективизм
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».