Приложение 20. Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 (2024)

Приложение 20 (2024) к ООП СОО Школы №14
(приказ Школы №14 №85/5 от 31.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10 – 11 классов,
заканчивающих обучение в 2023-2024 учебном году

Пояснительная записка
Рабочая

программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004
№1089, на основе примерной программой основного общего образования и авторской программы:
Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией С.В.
Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Рабочая программа линии УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11)
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования, Требований к результатам освоения средней образовательной программы основного
общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, по Программе
основного общего образования авторы С.В. Ким, В.А. Горский «Основы безопасности
жизнедеятельности», под редакцией С.В. Ким- М.: Вентана-Граф, 2019. Рабочая программа
составлена с использованием нормативно-правовой базы:


Конституция РФ.



Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-



требований к результатам освоения федеральной образовательной программы

ФЗ).
среднего общего образования (ФОП СОО).
Целью изучения предмета в основной школе является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлен на решение следующих задач:


освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных

ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;


воспитание

ответственности

за

личную

безопасность,

безопасность

окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;


развитие эмоционально-волевых качеств, необходимых для здорового образа

жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;



овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно

действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Цели и задачи изучения предмета.
Главной целью курса по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка
обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества,
государства. Организации занятий: индивидуальная, групповая и фронтальная, организационно –
методические. Учёт интересов с особыми образовательными потребностями. При реализации
программы,

адаптировать

учебный

материал

в

соответствии

с

особенностями

детей,

чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Учитывать уровень
подготовки и восприятия учебного материала, использовать здоровье сберегающие технологии.

Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34
часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
на этапе среднего общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным
планом, рассчитанного на 10 класс 34 учебные недели в год 11 класс 34 учебные недели в
год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год в 10 классе, из расчета 1
учебный часа в неделю и 34 часа в год в 11 классе, из расчета 1 учебный часа в неделю.
Программа реализуется на основе использования учебников: Под редакцией: Под общей
редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс»,
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в
основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование сознательного отношения к учебе, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшего индивидуального образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3.формирование целостного мировоззрения на уровне современного развития науки и
общественной

практике,

учитывающего,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие

современного мира;
4.формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми;
5.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6.развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10.формирование анти экстремистского мышления, антитеррористического поведения,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
•формирование современной безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защита личности, общества и государства с осознания значимости безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
•формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
•понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
•понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•формирование установки на здоровый образ жизни, без употребления алкоголя,
наркотиков, курения;
•формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
•понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
•знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
•умение оказать первую помощь пострадавшим;
•умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
проявления и на основе информации источников;
•умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
владеть навыками:


безопасного поведения на дорогах;



использования

первичных

средств

пожаротушения

вооружения при возникновении пожара;


оказания помощи терпящим бедствие на воде;

и

пожарно-технического



определение сторон горизонта, движения по азимуту, по разведению костра и

приготовлению пищи на костре;


выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по

использованию индивидуальных средств защиты;


оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах

насекомых, при тепловом и солнечном ударах;
иметь представление:


об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при

вынужденном автономном существовании в природных условиях;


о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их

последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного
поведения;


характеризовать различные повреждения, травмы, наиболее часто встречающиеся в

быту, и их возможные последствия;


анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, не

оказания первая помощь;


характеризовать предназначение ПМП пострадавшим; классифицировать средства,

используемые при оказании;


соблюдать

последовательность

действий

оказания

ПМП

при

различных

повреждениях, травмах, часто случающихся в быту;


различать её средства оказания в конкретных ситуациях;



анализировать причины массовых поражений в ЧС природного, техногенного,

социального характера; систему мер по защите населения в ЧС и минимизации массовых
поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых
поражений.

Календарно-тематическое планирование в 10 класс
№
п/
п

Форма контроля

Дата
Домашнее
задание

Тема урока

План

Факт

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч)
Глава 1.Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания (5 ч)
1 Культура безопасности
Устный опрос
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
2 Междисциплинарные основы
Устный опрос
теории безопасности
жизнедеятельности
3 Экологические основы безопасности
Устный опрос
жизнедеятельности человека в среде
обитания
4 Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания
5 Психологические основы
Устный опрос
безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5
ч)
6 Права и обязанности государства и Устный опрос
граждан
России
по
обеспечению
безопасности жизнедеятельности
7 Защита
Устный опрос
национальной
безопасности
государства
от
военных угроз
8 Защита
Комбинированный
личности,
общества,
государства от угроз социального
характера
9 Противодействие экстремизму
Комбинированный
Комбинированный
Противодействие
терроризму, наркотизму в
Российской Федерации
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях (5 ч)
11 Единая государственная система
Комбинированный
10

предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
12

Основные мероприятия РСЧС и
гражданской обороны по защите
населения и территорий в

Устный опрос

чрезвычайных ситуациях
Устный опрос
Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
природного характера
14 Защита населения и территорий от
Устный опрос
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
15 Чрезвычайные ситуации на
Комбинированный
инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч)
16 Защита населения и территорий от Комбинированный
военной
опасности,
оружия
массового поражения и современных
обычных средств поражения
17 Защита населения и территорий
Комбинированный
от радиационной опасности
18 Средства коллективной защиты от
Комбинированный
оружия массового поражения
19 Защита населения и территорий от
Комбинированный
13

биологической и экологической
опасности

Комбинированный
Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч)
21 Вооруженные Силы Российской
Устный опрос
Федерации: организационные основы
22 Состав Вооруженных Сил Российской Устный опрос
20

Федерации
23 Воинская обязанность и военная
служба
24 Права и обязанности военнослужащих
25 Боевые традиции и ритуалы
Вооруженных Сил Российской
Федерации
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10)
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные (5 ч)
26 Медицинское
обеспечение
индивидуального и общественного
здоровья
27 Здоровый образ жизни и его
28

29

составляющие
Инфекционные заболевания:
их особенности и меры
профилактики
Факторы риска

неинфекционных заболеваний
и меры их профилактики
30 Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч)
31 Первая помощь при
неотложных состояниях:
закон и порядок
32 Правила оказания
первой помощи при
травмах
33

Первая помощь при кровотечениях,
ранениях

34

Первая помощь: сердечнолегочная реанимация
Первая помощь при ушибах,
растяжении связок, вывихах,
переломах

Календарно-тематическое планирование в 11 класс
№
п/п

Тема урока

Форма контроля

Домашнее
задание

Дата
План

Факт

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 ч)
Глава 1.Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека
в современной среде обитания (5 ч)
1 Проблемы формирования культуры
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
современной
среде
обитания
2 Этические и экологические критерии
безопасности современной науки и
технологий
3 Общенаучные методологические
подходы к изучению глобальных
проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде
обитания
4 Основные подходы и принципы
обеспечения безопасности объектов в
среде жизнедеятельности
5 Основы управления безопасностью в
системе «человек — среда обитания»
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности (5 ч)
6 Обеспечение национальной
безопасности Росси
7 Обеспечение социальной,
экономической и государственной
безопасности
8 Меры государства по
противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму
9 Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС России
10 Международное сотрудничество
России по противодействию военным
угрозам, экстремизму, терроризму
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (4 ч)
11 Экстремальные ситуации
криминогенного характера
12 Экстремизм, терроризм и
безопасность человека
Наркотизм и безопасность человек
13 Дорожно-транспортная безопасность
14 Вынужденное автономное
существование в природных условиях

Раздел 2. Военная безопасность государства (9 ч)
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
(4 ч)
15 Основные задачи Вооруженных Сил
РФ
16 Правовые основы воинской
обязанности. Правовые основы
военной службы
17 Подготовка граждан к военной
службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к
личности военнослужащего
18 Есть такая профессия - Родину
защищать.
Организация подготовки офицерских
кадров для Вооружённых Сил
Российской Федерации, МВД России,
ФСБ России, МЧС России.
19 Средства индивидуальной защиты и
оказание первой помощи в бою
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч)
20 Особенности военной службы по
призыву и альтернативной
гражданской службы
21 Военные гуманитарные миссии России
в «горячих точках» мира
22 Военные операции на территории
России: борьба с терроризмом.
Военные учения Вооруженных Сил
Российской Федерации
23 Боевая слава российских воинов
24 Строевая подготовка и воинское
приветствие
25 Оружие пехотинца и правила
обращения с ним
26 Средства индивидуальной защиты и
оказание первой помощи в бою
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9)
Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч)
27 Демографическая ситуация в России
28 Культура здорового образа жизни.
Культура питания.
Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье
29 Вредные привычки. Культура
движения
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
31 Медико-психологическая помощь
Первая помощь при ранениях.
32 Первая помощь при поражении

радиацией, отравляющими
веществами, при химических и
термических ожогах, обморожении.
33 Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии.
34 Первая помощь при остром
отравлении никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими
веществами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».