Приложение 15
К ООП НОО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Мы - хранители семейных историй
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Цель программы – актуализация семейных ценностей
формирования познавательного интереса к истории своей семьи.
на
основе
Задачи:
1. Формирование знаний:
* Создать представление о главных семейных ценностях: любовь, верность,
забота друг о друге, уважение, взаимопомощь, согласие, почитание старших,
ответственность каждого за доброе имя семьи;;
* Познакомить с понятиями: семья, фамилия, род, родовое древо, семейные
традиции, семейный архив;
* Раскрыть значение сохранения семейных традиций;
* Расширить знания о семейном архиве и правилах его хранения и пополнения.
2.Формирование нравственно-эстетических норм:
* Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным в своей семье;
* Воспитывать чувство гордости за свою семью;
* Формировать у детей понимание своей роли в семье, как связующего звена
между предками и потомками;
* Развивать желание познать и сохранять семейные истории;
* Приобщать к родословию через знакомство с семейными историями.
3.Формирование учебных умений:
* Развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность;
* Овладеть навыками интервьюирования, анкетирования и социального опроса;
* Уметь работать с семейными документами;
* Уметь устанавливать взаимосвязи между историческими событиями в мире,
(стране, городе) с семейными датами
4. Формирование воспитанности:
* Создать условия для социальной адаптации;
* Содействовать гармоничному развитию личности школьника;
*Совершенствовать культуру общения со сверстниками и членами своей семьи;
*Воспитывать личностные качества: честность, обязательность, взаимопомощь,
доброта, сострадание;
* Воспитывать патриотизм, любовь к семье и малой Родине.
2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
*ощущение чувства гордости за свою семью в целом и за каждого члена семьи
в отдельности;
* активное включение в общение и взаимодействие с членами своей семьи, а
также со сверстниками и педагогами;
* осуществление добрых дел, полезных своей семье;
* проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях;
* проявление упорства и дисциплинированности в достижении своей цели;
* оказание бескорыстной помощи членам своей семьи, своим сверстникам,
педагогам в ходе работы над проектными заданиями;
* осознание себя ценной частью большой многоликой семьи, связующим
звеном между предками и потомками;
* понимание важности сохранения семейных преданий, легенд как составной
части общей истории.
Метапредметные результаты:
* определение цели учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельный поиск средств ее осуществления;
* решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта
совместно с учителем и родителями;
* использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная
литература, архивные материалы);
* планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и
досуговой) с учетом требований сохранений и совершенствования
индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
* анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
* обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех
его
проявлениях
позитивными
средствами,
соответствующими
индивидуальным и типологическим возрастным особенностям.
3
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Мы - хранители семейных историй» предназначена для учащихся
начальных классов и рассчитана на 4 года обучения: с 1 по 4 класс.
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс
Я и моя семья (33 часа)
Понятие «семья». Имена моей семьи. Фамилии моей семьи. Члены моей семьи.
Семейные увлечения. Семейный фотоальбом и видео-коллекция. Семейные
праздники. Рукотворная кинолента «Наши семейные праздники». Слайдпрезентация «В нашем доме праздник».
2 класс
Истории моей семьи (34 часа)
Понятие «род». История моего имени. История моей фамилии. Детство мамы и
папы (родители, детский сад, школа, дом). Мои бабушки и дедушки (родители,
детство, школа, дом). Истории про дом и улицу, где мы живем. Истории о
нашем городе. Наши домашние питомцы. Слайд-фильм «Друзья наши
меньшие».
3 класс
Семейный архив (34 часа)
Понятие «архив». Документы о рождении. Документы об образовании.
Документы о бракосочетании. Фотоальбом. Видеоархив. Домашний музей.
Семейные реликвии. Видео-фильм «Реликвии в моей семье».
4 класс
Семейная книга (34 часа)
Родословная таблица. Генеалогический паспорт семьи. Родословное древо.
Поколенная роспись. Семейный календарь. Моя семья в истории Великой
Отечественной войны. Семейные традиции. Рецепты семейных блюд. Вкусная
книга хранителей семейных историй.
4
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Количество часов
урок
всего
теория
практика Зачетн
а
ое мере
1
2
3
4
5
6
Я и моя семья
33
13
19
Что такое «семья»? День
рождения семьи.
Имена моей семьи
2
1
1
3
1
2
Члены моей семьи.
4
Выставка «Наш семейный
классный дом»
Фамилии моей семьи
4
1
3
2
2
Семейные увлечения
4
2
2
Семейные праздники
5
2
3
23-
Семейный фотоальбом.
5
2
3
27
Семейная
2
3
1
13
19
1
1-2
3-5
6-9
10-
1
13
1417
1822
видеоколлекция.
2833
Рукотворная кинолента
6
«Наши семейные
праздники». Слайд-фильм
«В нашем доме праздник»
ИТОГО
33
5
2 класс
№
Тема
Количество часов
урок
всего
теория
практика Зачетн
а
ое мере
1
2
3
4
5
Истории моей семьи
34
16
17
1-3
Понятие «род».
3
1
2
4-7
История моего имени.
4
2
2
8-11
История моей фамилии.
4
2
2
12-
Истории из детства мамы
4
2
2
15
и папы
16-
Истории из детства
4
2
2
19
бабушек и дедушек
20-
Истории про дом и улицу,
5
2
3
24
где мы живем.
25-
Истории о моем городе
4
2
2
Наши домашние питомцы
5
3
2
6
1
28
2933
34
Слайд-фильм
наши меньшие»
ИТОГО
«Друзья 1
34
1
16
17
1
6
3 класс
№
Тема
Количество часов
урок
всего
теория
практика Зачетн
а
ое мере
1
2
3
4
5
Семейный архив
34
15
17
1-3
Понятие «архив».
3
1
2
4-7
Документы о рождении.
4
2
2
8-11
Документы об
4
2
2
4
2
2
4
2
2
5
2
3
6
2
образовании.
12-
Документы о
15
бракосочетании.
16-
Истории из семейного
19
фотоальбома.
20-
Истории из семейного
24
видеоархива
25-
Домашний музей
4
2
2
Семейные реликвии
4
2
2
28
2932
3334
Видео-фильм «Реликвия в 2
моей семье».
ИТОГО
34
2
15
17
2
7
4 класс
№
Тема
Количество часов
урок
всего
теория
практика Зачетн
а
ое мере
1
2
3
4
5
Семейная книга
34
15
17
1-3
Родословная таблица
3
1
2
4-7
Генеалогический паспорт
4
2
2
8-11
Родословное древо.
4
2
2
Поколенная роспись.
4
2
2
Семейный календарь.
4
2
2
20-
Моя семья в истории
5
2
3
24
Великой Отечественной
Семейные традиции.
4
2
2
Рецепты семейных блюд.
4
2
2
6
2
Выставка «Классная роща
родословных деревьев»
1215
1619
войны.
2528
2932
3334
Вкусная книга хранителей 2
семейных историй
ИТОГО
34
2
15
17
2
8
Библиография
1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика
организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. – М.:
Аспект Пресс, 2006.
2. Бестужев-Лада И.В. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.: «Мысль», 1992
3.
Все начинается с семьи // сборник информационно-методических
материалов СГОДНТ // выпуск 2. – Екатеринбург, 2008
4. Дмитриев П.И. Слово о семье.— СПб.: Сатись,2004
5. Домострой - М.: 1994
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург:
Деловая книга, 2000
7. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. – М.:Педагогическое
общество России, 2005
8. Духовно-нравственные основы семьи.//Хрестоматия для учителей// ч.3,М.:Школьная пресса,2001
9. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1998
10. Калистратова Э.А. Методика родословного поиска. – Екатеринбург, 2007
11. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода. – Екатеринбург, 2007
12. Калистратова Э.А. Азбука родоведа. – Екатеринбург, Центр «Учебная
книга», 2006
13. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. - Екатеринбург, 2005
14. Коган Л.Н. Семья и свободное время. - Свердловск: Сред.-Урал. кн.
изд - во, 1987
15. Королева К.П. Семейное воспитание и школа В России. /пособие для
педвузов/. М.: АО «Капитал и культура», 1994
16. Лихачёв Д.С. Экология культуры. – Памятники Отечества. 1980, №2
17.
Лихачев Д.С. Рассказы русских летописей. - Новосибирск, 1995
18.
Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий) –
М.: Издательство БЕК, 1996
19. Современный толковый словарь русского языка. - М.: 2004
20. Хилтунен В.Р. Семейные клубы. – М.: Изд. «Знание», серия
«Педагогический факультет» №9, 1987
21. Шкурин В.Н. Молодёжь: свободное время и клуб. - М.: 1987
22. Шуринов А.С. Изучение семейно-ролевого уклада в образовательных
учреждениях. Методическое пособие.– М.: Изд.ООО«Лаватера», 2005
23. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.:1978
24.Энциклопедический социологический словарь. - М.: 1995
9