Программа внеурочного курса Мы - хранители семейных историй

Приложение 15
К ООП НОО Школы № 14
(приказ Школы № 14
от 31.08.2023 № 85-ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Мы - хранители семейных историй
1 – 4 классы

Пояснительная записка
Цель программы – актуализация семейных ценностей
формирования познавательного интереса к истории своей семьи.

на

основе

Задачи:
1. Формирование знаний:
* Создать представление о главных семейных ценностях: любовь, верность,
забота друг о друге, уважение, взаимопомощь, согласие, почитание старших,
ответственность каждого за доброе имя семьи;;
* Познакомить с понятиями: семья, фамилия, род, родовое древо, семейные
традиции, семейный архив;
* Раскрыть значение сохранения семейных традиций;
* Расширить знания о семейном архиве и правилах его хранения и пополнения.
2.Формирование нравственно-эстетических норм:
* Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным в своей семье;
* Воспитывать чувство гордости за свою семью;
* Формировать у детей понимание своей роли в семье, как связующего звена
между предками и потомками;
* Развивать желание познать и сохранять семейные истории;
* Приобщать к родословию через знакомство с семейными историями.
3.Формирование учебных умений:
* Развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность;
* Овладеть навыками интервьюирования, анкетирования и социального опроса;
* Уметь работать с семейными документами;
* Уметь устанавливать взаимосвязи между историческими событиями в мире,
(стране, городе) с семейными датами
4. Формирование воспитанности:
* Создать условия для социальной адаптации;
* Содействовать гармоничному развитию личности школьника;
*Совершенствовать культуру общения со сверстниками и членами своей семьи;
*Воспитывать личностные качества: честность, обязательность, взаимопомощь,
доброта, сострадание;
* Воспитывать патриотизм, любовь к семье и малой Родине.

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
*ощущение чувства гордости за свою семью в целом и за каждого члена семьи
в отдельности;
* активное включение в общение и взаимодействие с членами своей семьи, а
также со сверстниками и педагогами;
* осуществление добрых дел, полезных своей семье;
* проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях;
* проявление упорства и дисциплинированности в достижении своей цели;
* оказание бескорыстной помощи членам своей семьи, своим сверстникам,
педагогам в ходе работы над проектными заданиями;
* осознание себя ценной частью большой многоликой семьи, связующим
звеном между предками и потомками;
* понимание важности сохранения семейных преданий, легенд как составной
части общей истории.
Метапредметные результаты:
* определение цели учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельный поиск средств ее осуществления;
* решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта
совместно с учителем и родителями;
* использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная
литература, архивные материалы);
* планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и
досуговой) с учетом требований сохранений и совершенствования
индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
* анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
* обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех
его
проявлениях
позитивными
средствами,
соответствующими
индивидуальным и типологическим возрастным особенностям.

3

Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Мы - хранители семейных историй» предназначена для учащихся
начальных классов и рассчитана на 4 года обучения: с 1 по 4 класс.
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс
Я и моя семья (33 часа)
Понятие «семья». Имена моей семьи. Фамилии моей семьи. Члены моей семьи.
Семейные увлечения. Семейный фотоальбом и видео-коллекция. Семейные
праздники. Рукотворная кинолента «Наши семейные праздники». Слайдпрезентация «В нашем доме праздник».
2 класс
Истории моей семьи (34 часа)
Понятие «род». История моего имени. История моей фамилии. Детство мамы и
папы (родители, детский сад, школа, дом). Мои бабушки и дедушки (родители,
детство, школа, дом). Истории про дом и улицу, где мы живем. Истории о
нашем городе. Наши домашние питомцы. Слайд-фильм «Друзья наши
меньшие».
3 класс
Семейный архив (34 часа)
Понятие «архив». Документы о рождении. Документы об образовании.
Документы о бракосочетании. Фотоальбом. Видеоархив. Домашний музей.
Семейные реликвии. Видео-фильм «Реликвии в моей семье».
4 класс
Семейная книга (34 часа)
Родословная таблица. Генеалогический паспорт семьи. Родословное древо.
Поколенная роспись. Семейный календарь. Моя семья в истории Великой
Отечественной войны. Семейные традиции. Рецепты семейных блюд. Вкусная
книга хранителей семейных историй.

4

Тематическое планирование
1 класс
№

Тема

Количество часов

урок

всего

теория

практика Зачетн

а

ое мере
1

2

3

4

5

6

Я и моя семья

33

13

19

Что такое «семья»? День
рождения семьи.
Имена моей семьи

2

1

1

3

1

2

Члены моей семьи.
4
Выставка «Наш семейный
классный дом»
Фамилии моей семьи
4

1

3

2

2

Семейные увлечения

4

2

2

Семейные праздники

5

2

3

23-

Семейный фотоальбом.

5

2

3

27

Семейная

2

3

1

13

19

1

1-2
3-5
6-9

10-

1

13
1417
1822

видеоколлекция.
2833

Рукотворная кинолента
6
«Наши семейные
праздники». Слайд-фильм
«В нашем доме праздник»
ИТОГО
33

5

2 класс
№

Тема

Количество часов

урок

всего

теория

практика Зачетн

а

ое мере
1

2

3

4

5

Истории моей семьи

34

16

17

1-3

Понятие «род».

3

1

2

4-7

История моего имени.

4

2

2

8-11

История моей фамилии.

4

2

2

12-

Истории из детства мамы

4

2

2

15

и папы

16-

Истории из детства

4

2

2

19

бабушек и дедушек

20-

Истории про дом и улицу,

5

2

3

24

где мы живем.

25-

Истории о моем городе

4

2

2

Наши домашние питомцы

5

3

2

6
1

28
2933
34

Слайд-фильм
наши меньшие»
ИТОГО

«Друзья 1
34

1
16

17

1

6

3 класс
№

Тема

Количество часов

урок

всего

теория

практика Зачетн

а

ое мере
1

2

3

4

5

Семейный архив

34

15

17

1-3

Понятие «архив».

3

1

2

4-7

Документы о рождении.

4

2

2

8-11

Документы об

4

2

2

4

2

2

4

2

2

5

2

3

6
2

образовании.
12-

Документы о

15

бракосочетании.

16-

Истории из семейного

19

фотоальбома.

20-

Истории из семейного

24

видеоархива

25-

Домашний музей

4

2

2

Семейные реликвии

4

2

2

28
2932
3334

Видео-фильм «Реликвия в 2
моей семье».
ИТОГО

34

2

15

17

2

7

4 класс
№

Тема

Количество часов

урок

всего

теория

практика Зачетн

а

ое мере
1

2

3

4

5

Семейная книга

34

15

17

1-3

Родословная таблица

3

1

2

4-7

Генеалогический паспорт

4

2

2

8-11

Родословное древо.

4

2

2

Поколенная роспись.

4

2

2

Семейный календарь.

4

2

2

20-

Моя семья в истории

5

2

3

24

Великой Отечественной
Семейные традиции.

4

2

2

Рецепты семейных блюд.

4

2

2

6
2

Выставка «Классная роща
родословных деревьев»
1215
1619

войны.
2528
2932
3334

Вкусная книга хранителей 2
семейных историй
ИТОГО

34

2

15

17

2

8

Библиография
1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика
организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. – М.:
Аспект Пресс, 2006.
2. Бестужев-Лада И.В. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.: «Мысль», 1992
3.
Все начинается с семьи // сборник информационно-методических
материалов СГОДНТ // выпуск 2. – Екатеринбург, 2008
4. Дмитриев П.И. Слово о семье.— СПб.: Сатись,2004
5. Домострой - М.: 1994
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург:
Деловая книга, 2000
7. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. – М.:Педагогическое
общество России, 2005
8. Духовно-нравственные основы семьи.//Хрестоматия для учителей// ч.3,М.:Школьная пресса,2001
9. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1998
10. Калистратова Э.А. Методика родословного поиска. – Екатеринбург, 2007
11. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода. – Екатеринбург, 2007
12. Калистратова Э.А. Азбука родоведа. – Екатеринбург, Центр «Учебная
книга», 2006
13. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. - Екатеринбург, 2005
14. Коган Л.Н. Семья и свободное время. - Свердловск: Сред.-Урал. кн.
изд - во, 1987
15. Королева К.П. Семейное воспитание и школа В России. /пособие для
педвузов/. М.: АО «Капитал и культура», 1994
16. Лихачёв Д.С. Экология культуры. – Памятники Отечества. 1980, №2
17.
Лихачев Д.С. Рассказы русских летописей. - Новосибирск, 1995
18.
Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий) –
М.: Издательство БЕК, 1996
19. Современный толковый словарь русского языка. - М.: 2004
20. Хилтунен В.Р. Семейные клубы. – М.: Изд. «Знание», серия
«Педагогический факультет» №9, 1987
21. Шкурин В.Н. Молодёжь: свободное время и клуб. - М.: 1987
22. Шуринов А.С. Изучение семейно-ролевого уклада в образовательных
учреждениях. Методическое пособие.– М.: Изд.ООО«Лаватера», 2005
23. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.:1978
24.Энциклопедический социологический словарь. - М.: 1995
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».