МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Школа № 14
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Директор Школы № 14
Ионкина Е.А.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Бурасова И.Ю.
Приказ № 85/1
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4188183)
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся 1 – 4 классов
Верхняя Салда
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее
соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на
базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
-формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
-становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
-формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
-формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
-развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера
через формирование практических умений;
-расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
-развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
-развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;
-воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
-воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
-воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
-развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
-воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой
самореализации;
-становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с
миром природы;
-воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других
людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого
года обучения:
технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с
пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными
материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон,
фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ
(с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие
творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения
искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование,
выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии,
работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами),
«Изобразительное
искусство»
(использование
средств
художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и
дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа
как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в
процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» –
135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и
фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе.
Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы.
Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование
деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий
с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение
условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов
работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и
аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых
деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью
пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления
(ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное,
рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз»,
отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие
способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание,
обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного
использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в
соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей
(приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью
пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка
нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о
конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей
конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.
Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу,
рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого
действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в
зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в
зависимости от требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в
их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в
учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию
(схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение,
отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение
к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную
задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном
построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться
ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего
места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую
уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к
простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования, эстетическая выразительность. Средства художественной
выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом
данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,
экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка,
отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса.
Традиции
и
современность.
Новая
жизнь
древних
профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их
профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью
линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание
тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание).
Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное
назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами
(циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур,
линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических
изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного
прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги –
биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения
(полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине).
Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные
свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или)
строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало.
Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая
последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка
деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа,
бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции.
Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом
указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической
работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж,
эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять
ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы,
проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению
другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе
учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления
изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно
относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта
и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках труда
(технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая
гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды
(общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в
жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе
изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения,
треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в
малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы,
выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в
различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании
того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и
другие).
Выбор
материалов
по
их
декоративно-художественным
и
технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), знание приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,
экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток.
Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный,
толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа
(эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему,
чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки
косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для
соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том
числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и
неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в
изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение
задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и
наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в
быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение
основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с
мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word
или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а
также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и
способов выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её
решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии,
но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении
своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки
в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и
профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти
(пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты,
химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям.
Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий
(лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических
решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе
содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование
комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в
выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические
изображения в соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к
изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных
способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки.
Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о
видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и
областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды,
времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам
(выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты
(«тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки
петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные).
Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт
изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение
технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том
числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск
оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических
проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при
выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми
материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых
условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку,
сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в
действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать
своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при
работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в
жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления
праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели
учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого
результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других
обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке
своих достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству
мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное
отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и
понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и
отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой
преобразующей
деятельности,
стремление
к
творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность
к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность,
умение
справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме,
выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования
для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах
создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя
(лидера)
и
подчинённого,
осуществлять
продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы
с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия
материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений
для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие),
использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные
технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки»,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с
помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены
труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение,
виды соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма,
гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону,
по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно
резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию
сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и
прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично
и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого
стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой
на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами,
их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
-понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать
их в практической деятельности;
-выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
-распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия,
равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть
характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
-выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
-самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
-анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
-самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,
проволока и другие);
-читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура
и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
-выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и
одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с
опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
-выполнять биговку;
-выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
-оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
-понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить
объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
-отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
-определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
-конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
-решать несложные конструкторско-технологические задачи;
-применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
-делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе
обсуждения;
-выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт;
-знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
-понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
-выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
-узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
-называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
-читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
-узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
-безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
-выполнять рицовку;
-выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
-решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению
вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями,
использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии
с технической или декоративно-художественной задачей;
-понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности
конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач;
-конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора
по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным
условиям;
-изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
-называть несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
-понимать назначение основных устройств персонального компьютера для
ввода, вывода и обработки информации;
-выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
-использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;
-выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
-формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
-на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
-самостоятельно
планировать
и
выполнять
практическое
задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или
творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
-понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
-выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных
материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
-выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
-решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
связи с изменением функционального назначения изделия;
-на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
-создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
-работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;
-решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
-осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную
работу в общем процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Природное и техническое окружение
человека. Мир профессий. Профессии,
связанные с изучаемыми материалами
и производствами
Итого по разделу
4
4
4
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
2.1
Природные материалы. Свойства.
Технологии обработки. Способы
соединения природных материалов
4
4
2.2
Композиция в художественнодекоративных изделиях
2
2
2.3
Пластические массы. Свойства.
Технология обработки. Получение
различных форм деталей изделия из
пластилина. Мир профессий
4
4
2.4
Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги. Мир профессий
1
1
2.5
Картон. Его основные свойства. Виды
картона.
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.6
Сгибание и складывание бумаги
3
3
2.7
Ножницы – режущий инструмент.
Резание бумаги и тонкого картона
ножницами. Понятие «конструкция».
Мир профессий
3
3
2.8
Шаблон – приспособление. Разметка
бумажных деталей по шаблону
5
5
2.9
Общее представление о тканях и
нитках. Мир профессий
1
1
2.10
Швейные иглы и приспособления
1
1
2.11
Варианты строчки прямого стежка
(перевивы). Вышивка
3
3
2.12
Выставка работ. Итоговое занятие
1
1
Итого по разделу
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
33
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Средства художественной
выразительности (композиция, цвет,
форма, размер, тон, светотень,
симметрия) в работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их профессии
Итого по разделу
5
5
5
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
2.1
Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов
4
4
2.2
Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее представление)
1
1
2.3
Элементы графической грамоты. Мир
профессий
2
2
2.4
Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке
3
3
2.5
Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.6
Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
круглых деталей циркулем
2
1
2.7
Подвижное и неподвижное
соединение деталей. Соединение
деталей изделия
5
5
2.8
Машины на службе у человека. Мир
профессий
2
2
2.9
Технология обработки текстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основные свойства натуральных
тканей. Мир профессий
2
2
2.10
Технология изготовления швейных
изделий. Лекало. Строчка косого
стежка и ее варианты
6
6
Итого по разделу
28
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
0
1
32
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов
Итого по разделу
2
2
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Современный информационный мир.
Персональный компьютер (ПК) и его
назначение
Итого по разделу
3
3
3
Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений.
3.1
(технология обработки пластических
4
масс, креповой бумаги, фольги). Мир
профессий
4
3.2
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги. Мир профессий
1
1
3.3
Архитектура и строительство.
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования. Мир профессий
3.4
Объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Мир
профессий
6
6
3.5
Технологии обработки текстильных
материалов
4
4
3.6
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды
2
2
3.7
Современные производства и
профессии (история швейной машины
или другое). Мир профессий
4
4
Итого по разделу
22
Раздел 4. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным
условиям. Мир профессий.
Итого по разделу
6
6
6
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Проверочная работа.
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
33
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Технологии, профессии и производства.
Современные производства и
профессии
Итого по разделу
2
2
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Информационно-коммуникационные
технологии
Итого по разделу
3
3
3
Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование робототехнических
моделей
Итого по разделу
5
5
5
Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование сложных изделий из
бумаги и картона
4
4
4.2
Конструирование объемных изделий из
разверток
3
3
4.3
Интерьеры разных времен. Декор
интерьера. Мир профессий
3
3
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
4.4
Синтетические материалы. Мир
профессий
5
5
4.5
История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий
5
5
4.6
Конструирование и моделирование.
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным условиям
3
3
Итого по разделу
23
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Подготовка портфолио. Проверочная
работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)
1
1
2
Техника на службе человека (в
воздухе, на земле и на воде)
1
1
3
Традиции и праздники народов
России, ремёсла, обычаи
1
1
4
Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания
1
1
5
Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и способы их
засушивания
1
1
6
Семена разных растений. Составление
композиций из семян
1
1
7
Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий
из них
1
1
8
Способы соединения природных
материалов
1
1
9
Понятие «композиция». Центровая
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
композиция. Точечное наклеивание
листьев.
10
«Орнамент». Разновидности
композиций, Композиция в полосе
1
1
11
Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс
1
1
12
Изделие. Основа и детали изделия.
Понятие «технология»
1
1
13
Формообразование деталей изделия из
пластилина
1
1
14
Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект
1
1
15
Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги
1
1
16
Картон. Его основные свойства. Виды
картона
1
1
17
Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из
несложной сложенной детали)
1
1
18
Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)
1
1
19
Складывание бумажной детали
гармошкой
1
1
20
Режущий инструмент ножницы. Их
назначение, конструкция. Правила
пользования
1
1
21
Приемы резания ножницами по
прямой, кривой и ломаной линиям
1
1
22
Резаная аппликация
1
1
23
Шаблон – приспособление для
разметки деталей. Разметка по
шаблону
1
1
24
Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги
1
1
25
Преобразование правильных форм в
неправильные
1
1
26
Составление композиций из деталей
разных форм
1
1
27
Изготовление деталей по шаблону из
тонкого картона
1
1
28
Общее представление о тканях и
нитках
1
1
29
Швейные иглы и приспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка
1
1
30
Вышивка – способ отделки изделий.
Мережка (осыпание края заготовки из
ткани)
1
1
31
Строчка прямого стежка, ее варианты
– перевивы
1
1
32
Отделка швейного изделия (салфетки,
закладки) строчками прямого стежка
1
1
33
Выставка работ. Итоговое занятие
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
33
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Мастера и их профессии. Повторение и
обобщение пройденного в первом
классе
1
1
2
Средства художественной
выразительности: цвет, форма, размер.
Общее представление
1
1
3
Средства художественной
выразительности: цвет в композиции
1
1
4
Виды цветочных композиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)
1
1
5
Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых бумажных
деталей
1
1
6
Биговка – способ сгибания тонкого
картона и плотных видов бумаги
1
1
7
Биговка по кривым линиям
1
1
8
Изготовление сложных выпуклых форм
на деталях из тонкого картона и
плотных видов бумаги
1
1
9
Конструирование складной открытки
со вставкой
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
Технология и технологические
операции ручной обработки материалов
(общее представление)
1
1
11
Линейка – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Понятие
«чертеж». Линии чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и два пунктира)
1
1
12
Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и два
пунктира)
1
1
13
Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке.
1
1
14
Конструирование усложненных
изделий из бумаги
1
1
15
Конструирование усложненных
изделий из бумаги
1
1
16
Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику
1
1
17
Циркуль. Его назначение, конструкция,
приемы работы. Круг, окружность,
радиус
1
1
18
Чертеж круга. Деление круглых
деталей на части. Получение секторов
из круга
1
1
19
Подвижное и соединение деталей.
Шарнир. Соединение деталей на
шпильку
1
1
20
Подвижное соединение деталей
шарнирна проволоку
1
1
21
Шарнирный механизм по типу
игрушки-дергунчик
1
1
22
«Щелевой замок» - способ разъемного
соединения деталей
1
1
23
Разъемное соединение вращающихся
деталей
1
1
24
Транспорт и машины специального
назначения
1
1
25
Макет автомобиля
1
1
26
Натуральные ткани, трикотажное
полотно, нетканые материалы
1
1
27
Виды ниток. Их назначение,
использование
1
1
28
Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза
1
1
29
Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного изделия.
Отделка вышивкой
1
1
30
Сборка, сшивание швейного изделия
1
1
31
Лекало. Разметка и выкраивание
деталей швейного изделия по лекалу
1
1
32
Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой
1
1
33
Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой
1
1
34
Итоговый контроль за год (проверочная
работа)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
34
1
33
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Технологии, профессии и
производства. Повторение и
обобщение пройденного во втором
классе
1
1
2
Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов
1
1
3
Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные устройства
1
1
4
Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства – носители
информации
1
1
5
Работа с текстовой программой
1
1
6
Как работает скульптор. Скульптуры
разных времен и народов
1
1
7
Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема
1
1
8
Как работает художник-декоратор.
Материалы художника,
художественные технологии
1
1
9
Свойства креповой бумаги. Способы
получение объемных форм
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки фольги
1
1
11
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования
1
1
12
Плоские и объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка
1
1
13
Плоские и объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка
1
1
14
Развертка коробки с крышкой
1
1
15
Оклеивание деталей коробки с
крышкой
1
1
16
Конструирование сложных разверток
1
1
17
Конструирование сложных разверток
1
1
18
Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое закрепление
нитки на ткани.Изготовление
швейного изделия
1
1
19
Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое закрепление
нитки на ткани. Изготовление
швейного изделия
1
1
20
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
1
21
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
1
22
Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из нетканого
полотна) с отделкой пуговицей
1
1
23
Проект. Коллективное дидактическое
пособие для обучения счету (с
застежками на пуговицы)
1
1
24
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой.
1
1
25
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
1
26
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
1
27
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
1
28
Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов типа «Конструктор».
Профессии технической, инженерной
направленности
1
1
29
Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора типа
1
1
«Конструктор» или из разных
материалов
30
Простые механизмы. Рычаг.
Конструирование моделей качелей из
деталей набора типа «Конструктор»,
или из разных материалов
1
1
31
Простые механизмы. Ножничный
механизм. Конструирование моделей
с ножничным механизмом из деталей
набора типа «Конструктор», или из
разных материалов
1
1
32
Конструирование модели робота из
деталей набора типа «Конструктор»
или из разных материалов
1
1
33
Конструирование модели
транспортного робота из деталей
набора типа «Конструктор» или из
разных материалов
1
1
34
Итоговый контроль за год
(проверочная работа)
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
33
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Повторение изученного в 3 классе.
Современные сиинтетические
материалы
1
1
2
Современные производства и
профессии
1
1
3
Информация. Интернет.
1
1
4
Графический редактор
1
1
5
Групповой проект в рамках изучаемой
тематики
1
1
6
Робототехника. Виды роботов.
1
1
7
Конструирование робота.
1
1
8
Электронные устройства. Контроллер,
двигатель.
1
1
9
Программирование робота
1
1
10
Испытания и презентация робота
1
1
11
Конструирование сложной открытки
1
1
12
Конструирование сложных изделий из
бумаги и картона
1
1
13
Конструирование объемного изделия
военной тематики
1
1
14
Конструирование объемного изделия –
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
подарок женщине, девочке
15
Изменение форм деталей объемных
изделий. Изменение размеров деталей
развертки
1
1
16
Построение развертки с помощью
линейки и циркуля
1
1
17
Построение развертки многогранной
пирамиды циркулем
1
1
18
Декор интерьера. Художественная
техника декупаж
1
1
19
Природные мотивы в декоре интерьера
1
1
20
Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов.
Подвижное соединение деталей на
проволоку (толстую нитку).
1
1
21
Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства.
1
1
22
Технология обработки полимерных
материалов (на выбор, например).
1
1
23
Конструирование сложных форм из
пластиковых трубочек.
1
1
24
Конструирование объемных
геометрических конструкций из
разных материалов.
1
1
25
Синтетические ткани. Их свойства.
1
1
26
Мода, одежда и ткани разных времен.
Ткани натурального и искусственного
происхождения
1
1
27
Способ драпировки тканей.
Исторический костюм.
1
1
28
Одежда народов России. Составные
части костюмов и платьев, их
конструктивные и декоративные
особенности.
1
1
29
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде.
1
1
30
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде.
1
1
31
Конструкция «пружина» из полос
картона или металлических деталей
наборов типа "Конструктор»
1
1
32
Конструкции с ножничным
механизмом
1
1
33
Конструкция с рычажным механизмом
1
1
34
Подготовка портфолио. Проверочная
работа
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология, 2 класс/ Лутцева Е.А., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Технология, 3 класс/ Лутцева Е.А., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Технология, 4 класс/ Лутцева Е.А., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Технология: 1-й класс: учебник / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ