МyниципaЛЬнoe aBToIIoМнoе oбщеoбpaзoвaтеЛьнoе rlpex1дение
(Cpe.цняя oбщеoбp€LзoBaTеJIЬH€tя
ЦIкoЛa Jф 1 4>
Утвеplкдaю:
!иpек19p LШкoльl J\b 14
И.Io.Бypaсoвa
Й/l
If}JI'цn
t*/:-n
ohl I./ og
ПPoгPAMMA
io2rr'f
ЗaHЯTIЦiЦДЛя гpyПП Пo
aДaIITaЦИИ ДeTей к yсЛoBияM
ШIкoЛЬHoй нfl,IЗHи
([IIкoЛa будУщегo
ПrpBoкЛaссникa>)
Bеpхняя Caл.цa
2020.202|yreбньrй гoд
BBEДЕниЕ
Пpoблемa aДaПTaЦии ПеpBoкJIaссникoB к IшкoЛe Bсегдa бyдет aктyaльнoй
ДЛЯ всeй сисTOMьI oбpaзoвaния. Пoстyпление pебенкa B IIIкoлy ЯBIIЯeTcЯ
ПеpеЛoМньIМ MOMеIITOМ B eгo x{изни: oII BсTyПaеT B нoвьrй TиП oTIIorцeний
с
oкpyx(aющиМи ЛIO.цьNIи, У негo нaчинaloT скJIa.цЬIBaTЬся IIOBЬIе
фopмьl
BoзpaсTe
вeдyщeй деЯTeJIЬI{oсTЬIo бьrлa
/цoшкoЛЬHoМ
ИЦP€l, To B IIIкOЛе тaкoвoй стaIIoBиTся
уrебнaЯ teЯTe.пьнoсTь. B связи с эTиМ
BoЗникaЮт.цBa BoIIpoсa: ГoToB ли 6-7 летний pебёнoк к [IкoЛе' к нoBoМy
/цЛя неГo
oбpaзy )ки3I{и и кaк oбеспечиTь ПoЛнoцeнIryю Пo.цгoToBкy
дeтей дoшкoЛЬнoгo
BoЗpaсTa к сисTeМaTичeскoмy oбуrению? Пpеxде Bсегo' неoбxo.циМo
пoМI{иTЬ.
.
чтo 6 7 летнемy pебёнкy всё ещё пpисУщи oсoбеннo cTИ И:яTeллeкTУ€lЛЬHoгo
.цеЯTeЛЬнoсTи.
И ecли B
и пoBeдеIJ.ИЯ' Xщ,aкTеpHЬIе ,цJIя .цoшкoлЬнoгo пеpиo.цa xtизни. Ceдьмoй
гoД ЯBIIЯeTcЯ пеpexo.цньIМ Mе)I(.цy .цoшкoлЬнЬIМ 14 IIIкOЛЬныМ BoзpaсToM'
paЗBИTИЯ
тpебyrощим сoз.цaния дoBеpиTеЛьнoгo МикpoкJIИМaTa B
КoЛЛектиBе'
исПoлЬЗoBaНИЯ oсoбьrx фop* oбщения BзpoсЛoГo с .цеTЬМи и сooTBrTсTB1rЮщиx
\{еTo.цoB paбoтьr c HИNIИ' ПoсTеПеннo пoДBo.цящиx к oO)ДениIo B IIIкOле.
Пoдгoтoвкa
к
шкoлЬнoМy oбy.reнию
Пpе.цПoлaгaеT, Пpeж.цe Bсeгo'
IIoBьI[Iениe oбщeгo p€lзBиTия дeтeй: yкpеплeниe иx з.цopoBЬя' сTиМyлиpoBaIIие
paбoтo спoсoбнoсти, с oBep[IенсTBoBaIIие МышIЛ eLIkIЯ' ПoзHaBaTeЛЬнЬIХ инTepeсoB'
BoспиTaние oпpеДeлённьrx КaчeсTB лиtIIIoсTи,
фopмиpoBaниe эЛеМенToв yrебнoй
(пpинятие
.цеЯTеЛьIIOсTи
уreбнoЙ зaдaни' oсoЗHal{иe сПoсoбoв pешеHk|Я, УNIeНИe
ПлaниpoBaТь И кo}ITpoлиpoBaTЬ сBoи дeЙcтвvlя, paбoтaть B сooTBеTсTBии с
УКaЗaЕИЯМи BзpoсЛoгo' в oбщем pитме). Hapяду с эTиМ' B IIIкoлe oсyщесTB ЛЯeTcЯ
специurльнaЯ Пo.цгoToBкa.цoшкoлЬникoB к yсBoениЮ сo.цеp)кailI4Я Tеx пpеДМеToB,
кoTopЬIMи
oн бyдeт
ЗakIЯTklЯ, кoTopЬIe спoсo
зaI{иMaTЬся
B
IIaч€LЛЬныx
бстByIoT oбщeмy p€lзBиTиIo
кJlaссax шкoЛЬI. Пpoвoдятся
pебёнкa.
ПoЯсниTЕЛЬIl.fuя зAIIискA
ПpoгpaмNIa ЗaНЯTk|й гpyпп Пo a.цaIITaЦИИ детей к yсЛoBи'Iм rшкoльнoй
жиЗни paзpaбoтaнa B сooTBeТсTBklkI с тpебoвaнИЯМИ ФeдеpaльнoГo
гoсyДapсTBrIIнoГO сTaII.цapTa нaчaJlЬIloгo oбщeгo
oбpaзoвaния BTopoГO
ПoкoЛeни,I.
Hoвaя сисTеМa oбpaзoвaния Пpе.цЪяBляеT к ПеpBoкJIaссникy .цoBoЛЬнo
BЬIcoкиe тpeбoвaния. Пoэтoмy будущиil пepBoкJIaссник Дoдll(eн Bлa,цeTь
эЛеMеIITapIIЬIМи нaBЬIкaМи yIIиBеpс€lлЬнЬIx
у^rебньIx дeiтcтвиiт (УУД),
кoМMyникaTиBHьIМи и pечеBьIMи кoМпeтeнЦk|ЯNlИ.
Paзвитие ПoTенци€lлЬньtx BoзМo)кнoстей pебенкa Пoсpе.цcTBoM oBлa.цe1;gg.I
УУД, ПpeдлoжeннЬIMи федеpa.тrьнЬIМи сTa}rдapTaМи нaчaJIЬIIoгo oбщeгo
oop€lзoBaниЯ' сoсTaBляеT oсIIoBy }IaчaJIьIIoгo oбpaзoвaния. B cBЯЗkI с эTиМ,
сoз.цaниe Пpr.цПoсЬIЛoк к [IкoЛЬнoiшy oбуreниIo яBJUIeTсЯ еще oДнoй нe Менее
вaжнoй цеЛЬК) Пpo|paММЬI.
I{ель ПpoгpaМDIЬI:
Coзdанue npеdnoсbtЛoк уcпеu,t]нoй coцuсUlьнo-пcu]хoЛozuческoй
аd
аnmацuu nep
в
oкЛ аc cнuКo в
к
t,l'lКo]l е.
ЗaДaчи Пpoгpaм]vlЬr:
1. ПepвичHoe знaкoМсTBo сo rпкoлoй: знaкoМсTBo сo ЗдaнИeNl kI eгo исTopиeЙ, c
TpaДицияМи [IкoлЬI.
2. ЗнaкoмсTBo с rIиTeЛеI\l, с pебятaми' сoз.цaтИe псиxoлoгичeскoй aтмoсфеpьl
спoкoйст вия бу лущиx ПеpвoкЛaссникoB.
3. Bведение детeй B poЛь (ЦIкoЛЬникa), pе€lJlиЗaциЯ BoзМoxGIoсTи пpoбьl сиЛ B
нoвoй poЛи' пepBичIIoе знaкoМсTBo с пpaBилaMи IПкoЛЬнoй rкизни.
4.
Paзвитие иI{Tepeсa' ПoзиTиBI{oгo нaсTpoЯ
cтpoeние сиоTeМ
нa oбуrениe B
IIIкoле чеpeз
зaнятиil.
5. Пoстpoeние сисTеМы paбoтьl с poдиTeЛями будУЩиx пеpBoкJIaссHикoB.
6. Aнaлиз психoЛoгиЧескoй гoтoвнoсTи кarк.цoгo peбёнкa к oбуrениIo B IIIкoЛe' с
пo
ът
пoсЛе.Цyloщей кoнсyЛЬTaциeй poдителeй.
oбщaя хapaкTеpистикa ПpoгpaМDIЬI
1.
О
.
О
o
oснoвпЬIе ПoЛoll(eния пpoгpatvlмЬI:
Пo.цгoToBкa к шIкoлe нoсиT p€BBиBaIoщий
xapaктеp;
не,цoПyскaeт дyблИpoв;aшИЯ Пpo|paММ ПеpBoгo кJIaссa;
ПoМoгaеT oсBoить спецификy сoциЕlJIЬIIыx oтнoшeний
сBеpсTI{икaМи' с взpoсльlми);
oбеспечивaет фopМиpoBallие ценнoсTIIыx yсTaI{oBoк;
О. opиel{TиpyеT IIe Нa ypoBeIIЬ зъlaниit,
a нa
p€tзBиTие
BoЗI\{oхGIoстей pебeнкa, нa Зoнy егo блих>, <кения И
кoлиtleсTвo зaIIЯTиi|- 72. AдaптaциoннЬIr ЗawITklЯ opгaIIизyIoTсЯ нa бaзе ЦIкoЛЬI
в пеpвoй. тpeтьeй чеTBepTи (oктябpь . мapт) и иМеIoT сЛе/Цyloщylo BpеМeннylo
сTpyкTypy: 3 зaняТktЯ B.ценЬ пo 30 MиIIyT с 5- минyTIIьIМ ПеprpЬIBoМ пoсЛe
IIеpBoгo и BTopoгo зaНЯTkliЯ. oбуrениe пpoвo.цLITcЯ 1 paз B IIe.цеЛЮ (в сyббoтy).
Пoдгoтoвкy пpoBoДЯT YlLlTеЛЯ нaчaJIЬIIьIx кJIaссoB. Кoличествo
цpyпП
ЗaBИcИT oT кoлиЧeсTBa пo.цal{ньtx зaявлeний. HaпoлняrМocTЬ гpyПп _ I2-I5
чeлoBек.
Ha
ПpoTDI(eнии Bсeгo Пepиo.цa зaнятуlЙ пpoBo.цЯTсЯ poдиTeЛЬские
coбpaния' Г.цe Пpoxo.циT Bсеoбуr ДJUI poДитeлей.
B кoнцe oб1^reние ПpoBo.цится aНaЛИз псIltxoлoгиIleскoй гoToBнoсти
кDк.цoгo pебёнкa к oбуreниro B IIIкoJIе с пoследyroщей кoнсyЛЬTaциeЙ
poдитeлeй.
ПлaниpyеtuЬIe peзyЛЬTaTЬI oсBorIIия ПpoгpaмМ ЬI
B xoде
.цJUI
oсBorIIи,t сo.цеp)кaIIиJI ПpoГpaMМЬI oбеспечиBaIoTсЯ yсЛoBия
.цoсTиxtения oб1"rarощИNI|4cЯ сЛе.Цyк)щиx ЛиЧIIoсTIIЬIх, МеTaПpe.цМеTIlЬIx и
Пpе.цMеTIIЬIX peзyлЬTaToB.
Личнoстrrьle УУД:
Mотивaциoнные и кoMМyникaTиBI{ьlе, фopмиpoBallие Я - кoнц eПЦИИ уI
сaМooценки Пpи Пo.цгoToBке к oб1^rениIo B IIIкoЛе, пoЛoжитrЛЬнoе oTIIo[Ieние к
шIкoЛЬнotlгy oбy.lениIo.
MетaпpeдМеTHЬIe pеЗyЛЬTaТЬI
:
ПoзнаваmeЛьньtе УУf: ЗнaкoBo.сиМBoЛическoе MoдеЛиpoBaниe И
пpеoбpaзoBallиe oбъектoв; aHaJILIЗ oбъектoв с цеЛЬк) BЬI.цеЛения ПpизнaкoB
(сyществlнIlЬIx, нeсyщeсTвeнньгx); сиHTeз кaк сoсTaBЛениe
цeЛoГo из uaстей, в
ToМ Числe с сaМoсToЯTельныМ .цoсTpaиBaниeM' вЬIПoЛнeниеМ не.цocTaЮщих
элеМеIITOB; сpaBIIeние И сoпoсTaBлениe; BЬIДелениe oбщегo уt p€BЛичнoгo;
oсyщеоTBЛениe клaссификaции; yсTaнoBлeниr aHaJIoгии; сaМoсToятeльньrй
вьrбop спoсoбoв Зa.цaч B зaBисиМoоTи oT кoнкpеTнЬIx yслoвий; oсoзнallнoe и
ПpoизBoЛЬнoе ПoсTpoениe pеЧеBoгo BЬIск€IзЬIBaHИЯ в yстнoй
фopме.
Pezуляmuвньte УУД: oсyщесTBЛeние дeЙcтвия пo oбpaзцy и зaдaннoМy
пpaBиJty; сoxpaнeние зaдaннoй цеЛи; yМeниe Bи.цeTЬ yкaзaннyк) orшибкy И
испpaBJUITЬ ee пo yкaзaнию BзpoсЛoгo; oсyщесTBлеI{ие кoIITpoЛЯ свoей
.цеятeЛЬнoсTи Пo peзyЛЬTaTy; yМeние a.цeкBaтI{o пoниМaTЬ oценкy Bзpoслoгo и
сBepсTIIикa.
Кoл,ttvtунuКаmuвные
УУД'
oBЛa.цениe oПpe.цrЛeннЬIМи вepбaльнЬIМи И
нeвepбaлЬнЬIМи оpе.цсTBaМи oбщения; эМoциoнЕшIЬнo-пoзиTиBI{oе oTl{oшениe к
пpoцессy сoTpy'цниЧeсTBa с BзpoсЛЬINIуI И сBеpсTIIикaМи; opиеI{TaцуlЯ Ha ПapTlrеpa
пo oбщениIo; yмeниe слy[IaTь сoбесeдникa; ЗaДaBaTЪBoIIpoсы.
ПpедметньIe pезyЛЬTaTЬI
:
Pебeнoк |tсIучumcя:
О
BI{иМaTельнo сЛyIIIaTЬ ЛиTepaTypIIЬIе ПpoиЗBе.цени,I
. н€tЗЬIBaTЬ
Пepсoнaжей, oсHoBньIe сoбьIтия;
;
ОoTBeЧaTЬ IIa BoпpoсЬI
rIиTeЛЯ Пo сo.цepжalrик)' деЛaTЬ эЛеМенTapньIe
BЬIBo.цЬI;
Опepеск€tзЬIBaTЬ
ПpoизBе.цeниe Пo poJUIМ' Пo ЧaсTЯМ;
.сoсTaBЛяTЬ эЛеМеI{TapIIый paсскЕrЗ Пo сеpии кapTиIIoк;
. oбсyж.цaTЬ IIpaBсTBеIIные сTopoньI ПoсTyПкoB ЛIo.цей;
ОyчaсTBoBaTЬ B кoЛЛекTиBIIыx p€lзГoBopax;
.исПoлЬЗoBaTь Пpин,ITЬIе нopМЬI BежЛиBoгo pечеBoГo oбщeния;
Оp€BличaTЬ геoМеTpиЧeскиe
пo
(щеyгoльник,
фиrypьr
квaдpaт), Пo цBеTy, Пo p€BМеpy;
o opиеIITиpoBaTЬся B ПpoсTpaHсTBе;
oopиeнTиpoBaTЬсЯ B TеTpa.ци B кJIeTкy;
.
. BЬIпOЛI{,ITЬ эЛеМенTapнЬIе
фopме
щpyг,
pисyIIки нa кJIеTчaToй бyмaге.
P еб енoк noЛучum вoЗJ|4oJtcнocmь нсlучumьcя :
oyсTaI{aBЛиBaTЬ pечeBЬIе кoIITaкTЬI с BЗpoсЛЬI
N|I4
И.цеTЬМи (oбpaщaться
Пo иМени, Пo иМe}{И vI oTчесTBy, Bе)I(JIиBO BЬIpa}кaTЬ пpoсъ6у, извиIIЯTЬ;Я'
блaгoдapиTЬ зa УсЛУIУ, гoBopиTЬ спoкoйньrМ .цpyxrеЛroбньrм тoнoм);
Op€BЛиЧaTЬ М€lЛые фoльклopньlе )кaHpЬI (зaгaдки, скopoгoBopки'
ЧисToгoBopки, кoльrбельHьIе' пoтeшки);
.испoлЬзoBaTЬ oсIIoBIlЬIе пpaBиЛa ПoсTpoени,I гpaфиuескoГo
opнaМеIrTa;
Coдеpэrсaниe кypсa
<
Tемa
J\h
ypo
кa
o
.{aвaйте пoзHaкoмиMся
2
Bьrпoлни кoмaнДy
3
Лa.цoнь B лa,цoнь
4
Boлшeбнor пpеBpaщeние
Cиaмские близнeцьl
6
7
8
9
10
11
t2
13
t4
l5
1б
17
Кoли
честB
I
э
Paзвивaeмыe ПсихoлoгПчeскиe ПpoцrссьI
У.ryсь сЛyПraTь и BЬIIIoЛIIяTь
Cлorки скaзкy
Moй неoбьrкнoвенньrй
фoтoaппapaт
llaйди oДинaкoBoe
Toчньrй глaз
Tpeтий лишний
oтгaдьrвaниe зaгaДoк
Cpaвнепие пpeДМетoв I{
нaхoжДение oтличий
Haйди o.цинaкoBor
,{opисyй пpeДп{ет Кляксoгpaфия
Coставлeниr цeлoгo из чaстей.
Pисoвaние пo oпopньIм Toчкa}I
BoлшeбньIe нитки
Пaльцевaя )I(иBoпl{сЬ -
КoммyникaтиBIIЬIe IIaBЬIки, слoвеснoe oбoзнa..ен"е
пpr,цМrToB, слyхoBЬIe oщyщеIIи'I
Пpoизвoльнog BI{иМtшиr
КoммyникaTиBIIЬIr IIaBЬIки' пoлrlениe oпЬITa
взaимo.цейоTвия B пapax, пproДoление бoязни
тaктильнoгo кoIITaкTa
Booбpaжение, ).мениr пepeBoплoщaTЬся
КoммyникaтиBIIые ЕutBЬIки' yN(rIIие сoгЛaсoBЬIBaTЬ
свoи.цейотвия
C.rгyxoвoе вoспpиятие
Booбpaxrениr' oпеpaции МЬшпЛeния
Bнимaние, aктивньй слoBapЬ
ooбpaжениe, п€lМЯTЬ, кoМмyllикaтиBrlыr IIaBЬIки
Boспpиятие
oпеpaции мьIIIIJIениЯ
oбpазнoе пprДсTaBлrIIиr
HaблroдaтrльнocTЬ
B
чaсoB
I
1
I
1
1
I
1
I
I
I
I
I
1
oпеpaции мьrпrления
Booбpaжение
oпеpaции мЬIIпJIениЯ
I
Booбpaжение
I
I
I
IryaIITилизDr
18
19
20
2l
22
2з
24
Paбoтa с ПикToгрaмМaDIи
Зaпoпrни и IIaзoBи
Ктo гДe спрятaлся
Чистoгoвopки
Ищeм orпибки
Пyтaницa
Ктo нaблrо.цaTeльHrr
Итoгo
Hpaвственные пprдсT€tвления
Зpительнaя пalдять
ПpoстpaнcтвeннЬIr пprдсT€lBления
Apтикyляция
Фoнетикo _ фqнq\{aTичrскor BoспpIl;ITиr
Aнaлиз oбpaзцa' зpителЬнoo BoсIIp уIЯTI4I фopмьl
ЗpительнЩ aIIaJIуlз' cлoвеоньй сиI{Tез
I
I
I
I
t
I
I
24
Coдеpлraние кypсa
<<Язьrкoвoе paзBиTиe /цеTeй. Гoтoвиlися к ПисьDrY>
Teпra
.}{}
yро
Coдepясaниe
Кoли
чест
кa
BO
чaсo
1
7
3
4
э
6
7
8
9
10
11
12
13
t4
15
t6
Teхникa pени
Paзвивaем мeлкyю }toTopиКy
Bхoдrroй тест
Кyльrypa prчи
Paзвивaем }teЛкyк) l}toтopикv
Кyльrypa peuи
Paзвивaем Drrлкyк) }toTopиКy
ЗaгaДкa
Paзвивaeм мrлкyк) ivloтoDикv
Paсскaз
Paзвивaем }teлкvю DroToDикv
Cкaзкa
Paзвивaем мeлкyк) lvloToрикy
Paзвитие aктIlBIIoгo с.пoBapя
Paзвитие тarсгильнoй
чyBсTBиTeЛЬнoсTи
Paбoтa Пo кapтине
Paзвивaeм мелкvlo }roTopикY
ПpoстpaнсTBеIIньIe
ПpеДстaBлeния
Paзвивaем мeлIsyю }roтopикy
Paбoтa пo сepии каpтиIIoк
Paзвивдем Dreлкyю DroToDикY
Bьrпoлнениe слoBeсIIьIх
пopyнeний
Paзвивaем DIeЛкyк) мoтopикY
BьrpaзитeльнoсTь peчи
Paзвивaeпr }IеЛкyк) MoToрикv
Aнaлиз oбpaзцa
Paзвивaем DIeлкyIo DIoToDикv
BьrpaзителЬHoстЬ peчи
Зpитeльнo - ДBигaTrлЬнЬlr
кoop.цинaции
Итoгoвьrй тест
Итoгo
B
Cкopoгoвopки
Гимнaстикa ДЛЯ IIaJIЬцrв pyк
Illтpиxoвкa
1
Cлoвa BьтptDкrIIия rrpиBrтсTBия' пooщprния
Штpиxoвкa кoIITYpнo изoбоarкённЬtx пDеПм
Слoвa Bьтрaжения пpoсьбьr, блaгoдapнocTи'
изBиIIения.
IПщиxoвкa кoIITypнo изoбpaтсёнЕЬD( IIDе-П]\.{eтов
Фopмиpoвaние обpaзa Пo coBoкyпIlocТи ПpизЕЕlкoB
LШTpиxoвкa кoнтypнo изoбpaхсённЬD( IIpеДМеToB
Пoнимaниr пpoтIиTaIIнoгo
IIIтpиxoвкa кoIITypI{o изoбparкёнIlЬIx пDеДl\,{етоR
Coстaвление кapTиIIнoГo плal{a
ПлaотилинoBaя )киBoпиcЬ
Mьr сoстaвJUIeМ paсокtв
Па.rrьчики - yзHaBaЛЬчики
Coстaвлениr paсокaзa
IШщиxoвкa кoIITypнo изoбpaжёнIIЬIx
МьI paссyrкдaем
Paскpaсь пpaвилЬнo
I
I
1
I
2
2
2
2
IIDе.IIМеToB
Coстaвлeниo paсскaзa
Toчнoе изoбpaжeние
МьI paссyждaеМ и вьЦIoЛrrяеМ
Тoчнoе изoбparкение
КoнсщyиpoBallиo oбpaзньrx вьrpaжrний
Кrrякcoгpaфия
Мьl pacоyщд aelvI уI allaлиз}IpyrМ
Jщyq* Tolшlo Taкиe )ке...
Кoнстpyиpoвaниo oбpaзньтx вьrpaжений
Пpoвeди, Еr кaсЕшсЬ
I
2
2
2
I
2
I
24
Coдepлсaние кypсa
<
Tемa
.]tlъ
ypoка
3
.(aвaйтe ПoзнaкoпrиМся
Bхoднoй тест
Ilpизнaки ПpeДDreтoB
4
Cpaвнeниe Пpe.ц}trтoB
)
'nlaTеtnlaTическoгo
Coдеpжaние
Рaсскaяrи o себе' o сeМЬl, oдpyзЬях
Кoличе
стBo
чaсoB
I
I
I
HaЙди лишrrее. oбъeДини B гpyIIпЬI.
Зaдaчи - шyтки
.{aвaйте пo фaнтaзиpyем.
1
Cкaжи нaoбopoт
Гpaф ичeск
иil
лlткт anтт .
э
Cлeвa. Cпpaвa. Пoсepедипе. Bвepry.
Bнизy. Блиrке. .(aльrпe.
Гpaфиuеский диктaнт.
Лепим и BьIpeзaeM.
I
6
Пoнятие <<бoльше>>'